Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

 Введение

Этого че­ло­ве­ка на­зы­ва­ли Пет­ром Ве­ли­ким рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Пуш­кин ска­зал о нем так: «Он был пер­вым нашим уни­вер­си­те­том». А еще Пуш­кин по­свя­тил ему сти­хо­твор­ные строч­ки.

Отрок
Невод рыбак рас­сти­лал по брегу сту­де­но­го моря;
Маль­чик отцу по­мо­гал. Отрок, оставь ры­ба­ка!
Мрежи иные тебя ожи­да­ют, иные за­бо­ты:
Бу­дешь умы улов­лять, бу­дешь по­мощ­ник царям.

Его вспо­ми­на­ет Некра­сов, когда во­оду­шев­ля­ет маль­чи­ка, же­ла­ю­ще­го учить­ся.

«...Скоро сам узна­ешь в школе,
Как ар­хан­гель­ский мужик
По своей и бо­жьей воле
Стал ра­зу­мен и велик...»

Вы уже до­га­да­лись, что речь пой­дет о Ми­ха­и­ле Ва­си­лье­ви­че Ло­мо­но­со­ве (рис. 1).

М.В. Ло­мо­но­сов

Рис. 1. М.В. Ло­мо­но­сов

Се­год­ня мы с вами по­го­во­рим о его лич­но­сти, его тру­дах и ли­те­ра­тур­ных от­кры­ти­ях.

 Факты из жизни

О жиз­нен­ном пути этого че­ло­ве­ка вам за­хо­чет­ся узнать более по­дроб­но. Сей­час мы с вами оста­но­вим­ся лишь на несколь­ких уди­ви­тель­ных фак­тах его био­гра­фии. Ло­мо­но­сов, ко­то­ро­му суж­де­но было стать бли­ста­тель­ным сим­во­лом XVIII сто­ле­тия, ро­дил­ся в 1711 году на се­ве­ре Рос­сии, в ма­лень­кой де­ре­вуш­ке под на­зва­ни­ем Ми­ша­нин­ская, сей­час она носит на­зва­ние Ло­мо­но­со­во. Отец Ло­мо­но­со­ва был ры­ба­ком, и ма­лень­кий Ми­ха­ил с са­мо­го дет­ства пу­те­ше­ство­вал с ним на ко­раб­ле. Не толь­ко по Се­вер­ной Двине, на ко­то­рой стоит сама эта де­рев­ня, ви­де­ли они и Белое море, и Се­вер­ный Ле­до­ви­тый океан. Имен­но тогда пи­са­тель по­зна­ко­мил­ся с раз­ны­ми про­из­вод­ства­ми. На­при­мер, его по­ра­жа­ло, как на Се­вер­ной Двине стро­и­ли ко­раб­ли – тор­го­вые во­ен­ные суда, он сво­и­ми гла­за­ми видел, как воз­во­дит­ся ве­ли­че­ствен­ный ко­рабль, и толь­ко лишь че­ло­ве­че­ские руки были при­чи­ной этому чуду. Еще одно про­из­вод­ство – соль. Все это за­ча­ро­вы­ва­ло ма­лень­ко­го Ло­мо­но­со­ва, и когда он воз­вра­щал­ся домой из пла­ва­нья, то сразу са­дил­ся за книги.

Чи­тать он на­учил­ся рано. Вско­ре все книги, ко­то­рые читал, он вы­учил на­и­зусть. Это были в ос­нов­ном бо­го­слов­ские, цер­ков­ные книги. В этих кни­гах маль­чик не мог найти от­ве­ты на ин­те­ре­со­вав­шие его на­уч­ные во­про­сы.

Книги, по­вли­яв­шие на Ло­мо­но­со­ва

С боль­шим тру­дом Ми­ха­и­лу Ло­мо­но­со­ву уда­ет­ся до­стать немно­го­чис­лен­ные в то время есте­ствен­но­на­уч­ные книги. Это были:

●     «Сла­вян­ская грам­ма­ти­ка» М. Смот­риц­ко­го

●     «Ариф­ме­ти­ка» Л. Маг­ниц­ко­го.

Эти книги от­кры­ли маль­чи­ку неиз­вест­ный до тех пор, за­во­ра­жи­ва­ю­щий и, ка­жет­ся, вполне по­сти­жи­мый мир. По сло­вам са­мо­го Ло­мо­но­со­ва, они стали вра­та­ми уче­но­сти. Осо­бен­но боль­шое вли­я­ние на Ми­ха­и­ла ока­за­ло чте­ние «Ариф­ме­ти­ки» Маг­ниц­ко­го (рис. 2).

«Ариф­ме­ти­ка» Л. Маг­ниц­ко­го

Рис. 2. «Ариф­ме­ти­ка» Л. Маг­ниц­ко­го

Несмот­ря на свое на­зва­ние, книга не была по­хо­жа на со­вре­мен­ные нам учеб­ни­ки ариф­ме­ти­ки, в ней из­ла­га­лись не толь­ко пра­ви­ла про­стей­ших ариф­ме­ти­че­ских урав­не­ний, но и со­об­ща­лись зна­ния по фи­зи­ке, гео­мет­рии, аст­ро­но­мии, на­ви­га­ции. Эта книга, не пе­ре­ве­ден­ная, а на­пи­сан­ная самим Маг­ниц­ким, была в то время чем-то вроде есте­ствен­но­на­уч­ной эн­цик­ло­пе­дии. Имен­но эти две книги Ло­мо­но­сов берет с собой, когда на­прав­ля­ет­ся учить­ся в Моск­ву.

 

Обу­че­ние да­ва­лось юному Ло­мо­но­со­ву очень легко, толь­ко усло­вия, в ко­то­рых он учил­ся, труд­но на­звать бла­го­при­ят­ны­ми. Как сам Ло­мо­но­сов об этом вспо­ми­нал:

«Име­ю­чи отца, хотя по на­ту­ре доб­ро­го че­ло­ве­ка, од­на­ко, в край­нем неве­же­стве вос­пи­тан­но­го, и злую за­вист­ли­вую ма­че­ху, ко­то­рая вся­че­ски ста­ра­лась про­из­ве­сти гнев в отце моем, пред­став­ляя, что я все­гда сижу по­пу­сто­му за кни­га­ми, для того мно­го­крат­но я при­нуж­ден был чи­тать и учить­ся, чему воз­мож­но было, в уеди­нен­ных и пу­стых ме­стах и тер­петь стужу и голод».

И в ка­кой-то мо­мент мо­ло­дой че­ло­век ре­ша­ет по­ки­нуть род­ной дом, чтобы про­дол­жить свое об­ра­зо­ва­ние. Ло­мо­но­сов долго думал, куда ему от­пра­вить­ся. Об­ра­зо­ва­ние он мог по­лу­чить в Москве, Киеве или Пе­тер­бур­ге. И он все-та­ки вы­би­ра­ет Моск­ву. Зим­ней ночью Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся при­со­еди­нить­ся к тор­го­во­му ка­ра­ва­ну с рыбой, ко­то­рый на­прав­ля­ет­ся в Моск­ву. С собой у Ло­мо­но­со­ва всего две книги и немно­го еды. Так он при­бы­ва­ет в Моск­ву и по­сту­па­ет в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию – пер­вое выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние Мос­ков­ской Руси. Для по­ступ­ле­ния ему при­хо­дит­ся мол­чать о своем кре­стьян­ском про­ис­хож­де­нии, так как об­ра­зо­ва­ние по­лу­ча­ли толь­ко дво­ряне.

И снова усло­вия обу­че­ния для Ло­мо­но­со­ва ока­за­лись очень тя­же­лы­ми. «Имея один алтын в день жа­ло­ва­нья, нель­зя было иметь на про­пи­та­ние в день боль­ше, как на де­неж­ку хлеба и на де­неж­ку квасу, осталь­ное на бу­ма­гу, на обувь и дру­гие нужды. Таким об­ра­зом, жил я пять лет и наук не оста­вил». Эти усло­вия ухуд­ша­лись еще и на­смеш­ка­ми млад­ших школь­ни­ков, – «смот­ри-де, какой бол­ван лет в два­дцать при­шел ла­ты­ни учить­ся», – так го­во­ри­ли они. Они были еще детьми, а Ло­мо­но­со­ву уже было 19 лет. Несмот­ря на эти все труд­но­сти, об­ра­зо­ва­ние Ло­мо­но­сов не оста­вил. На­вер­ное, обу­че­ние он ни­ко­гда не за­кан­чи­вал, пока жил.

Любой про­цесс по­сти­же­ния, впи­ты­ва­ния зна­ний Ло­мо­но­сов умел пре­вра­тить в про­цесс про­из­вод­ства зна­ний. Когда он по­сти­гал одну науку, то од­но­вре­мен­но на­хо­дил в ней неизу­чен­ные во­про­сы и со­вер­шал на­уч­ные от­кры­тия.

 Вклад Ломоносова в развитие культуры и науки

Почти невоз­мож­но пред­ста­вить себе есте­ствен­ную или гу­ма­ни­тар­ную науку, в об­ла­сти ко­то­рой Ло­мо­но­сов бы не ра­бо­тал. Его ин­те­ре­со­ва­ло все. Ло­мо­но­сов не про­сто со­вер­ша­ет от­кры­тия в раз­лич­ных на­у­ках (гео­гра­фия, ма­те­ма­ти­ка, ми­не­ра­ло­гия), но и со­зда­ет рус­ский на­уч­ный язык.

Раз­но­сто­рон­ность ин­те­ре­сов Ло­мо­но­со­ва

Пе­ре­чис­лим науки, в об­ла­сти ко­то­рых ра­бо­тал Ло­мо­но­сов, и от­ме­тим неко­то­рые от­кры­тия, ко­то­рые он со­вер­шил.

Химия

В XVIII веке химия была вспо­мо­га­тель­ной на­у­кой – при­клад­ной дис­ци­пли­ной, и имен­но Ло­мо­но­сов вво­дит ее в раз­ряд пер­вей­ших наук. Он от­кры­ва­ет те за­ко­ны, по ко­то­рым можно со­здать цвет­ное стек­ло, смаль­ту и таким об­ра­зом из­го­то­вить мо­за­и­ку. Имен­но бла­го­да­ря Ло­мо­но­со­ву от­кры­ва­ет­ся мо­за­ич­ный завод.

Фи­зи­ка

от­кры­тие за­ко­на со­хра­не­ния ма­те­рии и дви­же­ния;

тео­рия теп­ло­ты;

изу­че­ние ат­мо­сфер­но­го элек­три­че­ства.

Аст­ро­но­мия

Имен­но Ло­мо­но­сов вы­дви­га­ет тео­рию о том, что на Ве­не­ре тоже су­ще­ству­ет ат­мо­сфе­ра.

Ме­тео­ро­ло­гия

Ло­мо­но­сов за­ни­ма­ет­ся ме­тео­ро­ло­ги­че­ски­ми на­блю­де­ни­я­ми, он раз­ви­ва­ет ме­тео­ро­ло­гию как науку, и имен­но Ло­мо­но­со­ву при­над­ле­жит про­ект рус­ско­го ба­ро­мет­ра. Он фак­ти­че­ски изоб­ре­та­ет этот по­лез­ный при­бор.

Гео­гра­фия

Как ни стран­но, до Ло­мо­но­со­ва не было си­сте­ма­ти­че­ско­го опи­са­ния рус­ской мест­но­сти. Это пред­при­ни­ма­ет Ло­мо­но­сов, он же до­ка­зы­ва­ет важ­ность осво­е­ния Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на и со­зда­ет рус­ский атлас.

Ми­не­ра­ло­гия

Ло­мо­но­сов ор­га­ни­зу­ет сбор ми­не­ра­лов, он прак­ти­че­ски ос­но­вы­ва­ет такую об­ласть науки. Он не про­сто со­би­ра­ет об­раз­цы, но и пы­та­ет­ся их клас­си­фи­ци­ро­вать и со­здать еди­ный ка­та­лог.

Ло­мо­но­сом из­ве­стен не толь­ко как уче­ный есте­ствен­но­на­уч­но­го про­фи­ля, но и как ве­ли­кий уче­ный-гу­ма­ни­та­рий.

Ло­мо­но­сов ста­ра­ет­ся разо­брать­ся в слож­но­стях рус­ской ис­то­рии и со­зда­ет мас­штаб­ный труд. Этот труд носит на­зва­ние «Древ­няя рос­сий­ская ис­то­рия».

 

Дело в том, что тогда наука на­ча­ла раз­ви­вать­ся и необ­хо­дим был такой язык, ко­то­рый бы поз­во­лил фик­си­ро­вать и пе­ре­да­вать зна­ния. Но в то­гдаш­нем рус­ском языке не было тер­ми­нов, опор­ных на­уч­ных по­ня­тий. И тогда Ло­мо­но­сов раз­ра­ба­ты­ва­ет этот язык, он по­мор­фем­но пе­ре­во­дит неко­то­рые тер­ми­ны из за­пад­но­ев­ро­пей­ских язы­ков, из ла­ты­ни и он пы­та­ет­ся сам со­зда­вать эти слова. Так по­яв­ля­ет­ся рус­ский на­уч­ный лек­си­кон.

Со­зда­ние рус­ско­го на­уч­но­го лек­си­ко­на

Вы уже по­ня­ли, какое зна­че­ние имело со­зда­ние на­уч­но­го лек­си­ко­на. Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся со­здать язык науки и сам по­ни­ма­ет слож­ность этой за­да­чи. «При­нуж­ден я был, – пишет Ло­мо­но­сов в пре­ди­сло­вии к сво­е­му пе­ре­во­ду «Вол­фи­ан­ской экс­пе­ри­мен­таль­ной фи­зи­ки», – ис­кать слов для на­име­но­ва­ния неко­то­рых фи­зи­че­ских ин­стру­мен­тов, дей­ствий и на­ту­раль­ных вещей, ко­то­рые хотя спер­ва по­ка­жут­ся несколь­ко стран­ны, од­на­ко, на­де­юсь, что они со вре­ме­нем чрез упо­треб­ле­ние зна­ко­мее будут».

Когда Ло­мо­но­сов фор­ми­ру­ет си­сте­му на­уч­ных по­ня­тий, то идет несколь­ки­ми пу­тя­ми. С одной сто­ро­ны, он за­ме­ня­ет ино­стран­ные слова на си­но­ни­мич­ные им рус­ские, а с дру­гой – пы­та­ет­ся пе­ре­осмыс­лить рус­ские вы­ра­же­ния таким об­ра­зом, чтобы с ними ас­со­ци­и­ро­ва­лись на­уч­ные яв­ле­ния. И на­ко­нец, тре­тий путь – Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся при­спо­со­бить непри­выч­ные для рус­ско­го уха и стран­ные для рус­ских фо­не­ти­че­ских за­ко­нов ино­стран­ные вы­ра­же­ния так, чтобы они зву­ча­ли есте­ствен­но. На­при­мер, слово «квад­ра­тум» он ме­ня­ет на «квад­рат».

Имен­но Ло­мо­но­сов вво­дит в на­уч­ный обо­рот такие вы­ра­же­ния и тер­ми­ны, как экс­пе­ри­мен­таль­ная фи­зи­ка; за­ко­ны дви­же­ния; воз­душ­ный насос; за­жи­га­тель­ное стек­ло; зем­ная ось; ог­не­ды­ша­щая гора; пре­лом­ле­ние лучей; рав­но­ве­сие тел; удель­ный вес; маг­нит­ная стрел­ка; га­ше­ная и нега­ше­ная из­весть; опыт; на­блю­де­ние; яв­ле­ние;
ча­сти­цы; кис­ло­та; диа­метр; фор­му­ла; мик­ро­скоп; ба­ро­метр; ат­мо­сфе­ра; на­блю­де­ние.

Слож­но себе пред­ста­вить, как бы мы об­хо­ди­лись без этих слов. Бла­го­да­ря ре­фор­ме Ло­мо­но­со­ва у нас по­яви­лась осо­бая воз­мож­ность: те­перь зна­ния пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, а рус­ские уче­ные, да и за­пад­но­ев­ро­пей­ские, убеж­да­ют­ся, что пе­ре­да­вать зна­ния можно не толь­ко на ла­ты­ни, ко­то­рая до этого вре­ме­ни была един­ствен­ным офи­ци­аль­ным язы­ком науки.

 

XVIII сто­ле­тие в Рос­сии было пе­ри­о­дом бур­ных пе­ре­мен. На­чи­на­ет­ся сто­ле­тие кар­ти­на­ми спо­кой­ной, идил­ли­че­ской жизни, и мы вспо­ми­на­ем Мос­ков­скую Русь, ко­то­рая на­по­ми­на­ла боль­шую де­рев­ню. Пред­ставь­те себе стрель­цов, бояр, длин­ные оде­я­ния, каф­та­ны (рис. 3).

Мос­ков­ская Русь

Рис. 3. Мос­ков­ская Русь

А те­перь пред­ста­вим себе за­вер­ше­ние XVIII сто­ле­тия. Вме­сто бо­яр­ских каф­та­нов – свет­ские фраки, вме­сто длин­ных бород – бри­тые под­бо­род­ки, вме­сто со­бо­льих ду­ше­гре­ек – от­кры­тые пла­тья с кор­се­та­ми. По пе­тер­бург­ским мо­сто­вым ска­чут ка­ре­ты, а об­ра­зо­ван­ная часть на­се­ле­ния го­во­рит по-фран­цуз­ски. Все эти из­ме­не­ния, как вам из­вест­но, про­изо­шли бла­го­да­ря Петру Пер­во­му. Не все ре­фор­мы Петра можно од­но­знач­но на­звать по­ло­жи­тель­ны­ми. Это очень труд­ный во­прос, ко­неч­но, это был огром­ный ска­чок впе­ред, но очень мно­гие нов­ше­ства вво­ди­лись жест­ко, и XVIII сто­ле­тие было как бли­ста­тель­ным, так и кро­ва­вым.

Раз­де­ле­ние еди­ной рус­ской куль­ту­ры на две па­рал­лель­но су­ще­ству­ю­щие

Во­ле­вым уси­ли­ем Петр Пер­вый фак­ти­че­ски от­ме­ня­ет су­ще­ству­ю­щую рус­скую куль­ту­ру, мно­гие тра­ди­ции, ко­то­рые были ве­ка­ми есте­ствен­ны для рус­ско­го на­ро­да, ока­зы­ва­ют­ся за­пре­щен­ны­ми и долж­ны уйти.

Ка­за­лось бы, ме­лочь – бо­ро­да, часть внеш­не­го об­ли­ка, а ведь бо­ро­да для рус­ско­го че­ло­ве­ка – это знак до­сто­ин­ства. Те­перь знат­ным людям при­ка­за­но сбрить бо­ро­ды, а если кто-ни­будь вос­про­ти­вит­ся, то ему на шею по­ве­сят таб­лич­ку «Бо­ро­да-лиш­ние тя­го­ты» и он дол­жен хо­дить с этой таб­лич­кой. Очень мно­гие вещи вво­ди­лись имен­но так: на­силь­ствен­но, через уни­же­ние, через ломку че­ло­ве­че­ских же­ла­ний и при­вы­чек. Еще одно, ка­за­лось бы, незна­чи­тель­ное из­ме­не­ние – пе­ре­нос празд­но­ва­ния Но­во­го года с 1 сен­тяб­ря на 1 ян­ва­ря. Всем дво­ря­нам стро­го пред­пи­са­но от­ме­чать этот празд­ник. Были даже осо­бые люди, ко­то­рые по по­ру­че­нию Петра хо­ди­ли около дво­рян­ских домов и про­ве­ря­ли, празд­ну­ет­ся ли Новый год.

Все эти ре­фор­мы за­тро­ну­ли всего лишь часть об­ще­ства, выс­шее об­ще­ство, а имен­но дво­рян. Кре­стьян эти ре­фор­мы не кос­ну­лись. Таки об­ра­зом, в одной стране фор­ми­ру­ют­ся две куль­тур­ные тра­ди­ции, ко­то­рые друг друга не по­ни­ма­ют и не за­ме­ча­ют. С одной сто­ро­ны – рус­ская куль­ту­ра за­пад­но­го типа, куль­ту­ра дво­рян, с дру­гой – тра­ди­ци­он­ная рус­ская куль­ту­ра, де­ре­вен­ская. Труд­ность была не толь­ко в том, что люди го­во­ри­ли на раз­ных язы­ках, а в том, что дво­рян­ско­му со­сло­вию, ко­то­рое впи­ты­ва­ет в себя тео­рию Про­све­ще­ния, очень скоро ста­но­вит­ся непо­нят­на тра­ди­ция пра­во­слав­ная, с ее нрав­ствен­ны­ми ис­ти­на­ми.

Таким об­ра­зом, в одной стране есть две раз­лич­ные со­ци­аль­ные куль­ту­ры, ко­то­рые не по­ни­ма­ют друг друга и ко­то­рые на­чи­на­ют друг друга сто­ро­нить­ся. Имен­но это непо­ни­ма­ние будет усу­губ­лять­ся и при­ве­дет к весь­ма пе­чаль­ным по­след­стви­ям. Не слу­чай­но Ра­ди­щев ска­зал о XVIII сто­ле­тии так:

«Нет, ты не бу­дешь за­бвен­но, сто­ле­тье безум­но и мудро,
            Бу­дешь про­кля­то вовек, ввек удив­ле­ни­ем всех.
Крови – в твоей ко­лы­бе­ли, при­пе­ва­ние – громы сра­же­ньев:
            Ах, омо­чен­но в крови ты нис­па­да­ешь во гроб!...»

 

Для нас с вами очень важно, что XVIII век для Рос­сии – это время, когда при­хо­дит Про­све­ще­ние и на­чи­на­ет­ся эпоха Клас­си­циз­ма.

Фи­ло­со­фия Про­све­ще­ния за­рож­да­ет­ся в Ев­ро­пе и рас­цве­та­ет во Фран­ции, а потом при­хо­дит в Рос­сию. Само на­зва­ние го­во­рит о бо­гат­стве ума, об об­ра­зо­ва­нии, о том, что че­ло­век со­вер­шен­ству­ет­ся. Од­на­ко для про­све­ти­те­лей было важно, чтобы че­ло­ве­че­ство не про­сто по­лу­ча­ло новые зна­ния, а из­ме­ни­ло бы свое мыш­ле­ние, от­ка­за­лось от тех пред­рас­суд­ков, ко­то­рые свя­за­ны с ре­ли­ги­ей и лич­но­стью бо­га-твор­ца.

Про­све­ти­те­ли счи­та­ли, что бог, может, и со­тво­рил мир, но боль­ше в него не вме­ши­ва­ет­ся и че­ло­век впра­ве по­сту­пать так, как он со­чтет нуж­ным. За­ко­ны этого мира гар­мо­нич­ны, они долж­ны быть раз­га­да­ны, и че­ло­ве­че­ство вый­дет на новую ста­дию раз­ви­тия. Про­све­ти­те­ли счи­та­ли, что неко­то­рые есте­ствен­ные за­ко­ны управ­ля­ют как жиз­нью при­ро­ды, так и жиз­нью об­ще­ства, и пы­та­лись эти за­ко­ны по­стичь.

Клас­си­цизм – это осо­бый стиль, ко­то­рый в XVIII веке во­ца­ря­ет­ся в ар­хи­тек­ту­ре, сло­вес­ном ис­кус­стве.

Ос­нов­ные черты клас­си­циз­ма:

культ ра­зу­ма (ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние мира);

идея го­су­дар­ствен­но­сти (про­све­щен­ный мо­нарх);

под­ра­жа­ние ан­тич­ным об­раз­цам;

стро­гая иерар­хия жан­ров (бы­ва­ют вы­со­кие, сред­ние и низ­кие);

од­но­мер­ность и про­сто­та ха­рак­те­ров пер­со­на­жей;

от­кро­вен­ный ди­дак­тизм (по­учи­тель­ность)

Имен­но в эпоху клас­си­циз­ма ре­а­ли­зу­ет свои вос­хи­ти­тель­ные спо­соб­но­сти Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов.

 Реформы в области литературы, развитие грамматики

Новой куль­ту­ре Рос­сии нужен был новый язык. Дело в том, что в эпоху Ло­мо­но­со­ва рус­ский язык пред­став­лял собой ма­ло­упо­ря­до­чен­ную смесь. Это были ста­рые слова цер­ков­но­сла­вян­ско­го пись­мен­но­го языка, древ­не­рус­ские слова раз­го­вор­ной речи и за­им­ство­ван­ные слова, ко­то­рые вме­сте с ре­фор­ма­ми Петра ор­га­нич­но при­шли в рус­скую речь. Син­так­сис был недо­ста­точ­но про­ра­бо­тан­ным и тя­же­ло­вес­ным, весь язык ока­зы­вал­ся эк­лек­тич­ным и ха­о­тич­ным. В нем нужно было найти за­ко­но­мер­но­сти и опи­сать, а также на­ме­тить пути даль­ней­ше­го раз­ви­тия. Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся это сде­лать и со­зда­ет рос­сий­скую грам­ма­ти­ку.

Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка

В своем мас­штаб­ном труде под на­зва­ни­ем «Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка» Ло­мо­но­сов впер­вые пы­та­ет­ся про­ве­сти чет­кую гра­ни­цу между раз­го­вор­ным древ­не­рус­ским язы­ком и цер­ков­но­сла­вян­ским пись­мен­ным. Эти языки от­но­сят­ся к раз­ным на­прав­ле­ни­ям, раз­ным об­ла­стям. Цер­ков­но­сла­вян­ский язык – это язык юж­но­сла­вян­ской груп­пы, а древ­не­рус­ский – во­сточ­но­сла­вян­ской. Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся раз­де­лить эти языки и по­нять, как они могут до­пол­нить друг друга и со­су­ще­ство­вать.

Еще одно осо­бен­но­стью рус­ской грам­ма­ти­ки стал пе­ре­чень ча­стей речи, Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся за­ло­жить ос­но­вы со­вре­мен­ной мор­фо­ло­гии.

Кроме того, Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся си­сте­ма­ти­зи­ро­вать пра­ви­ла пра­во­пи­са­ния, ор­фо­гра­фи­че­ский ком­по­нент тоже есть в «Рос­сий­ской грам­ма­ти­ке».

Очень боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся фо­не­ти­ке. Ло­мо­но­сов раз­ли­ча­ет три го­во­ра, он на­зы­ва­ет их на­ре­чи­я­ми. Три на­ре­чия в со­вре­мен­ной Рос­сии (мос­ков­ское – цен­траль­ное, укра­ин­ское – южное, се­вер­ное). Ор­фо­эпи­че­ской ос­но­вой рос­сий­ской грам­ма­ти­ки и ли­те­ра­тур­но­го рус­ско­го языка долж­но стать мос­ков­ское на­ре­чие, его Ло­мо­но­сов пред­по­чи­та­ет про­чим. «Мос­ков­ское на­ре­чие не токмо для важ­но­сти сто­лич­но­го го­ро­да, но и для своей от­мен­ной кра­со­ты про­чим спра­вед­ли­во пред­по­чи­та­ет­ся».

Несмот­ря на объ­ек­тив­ную цен­ность своей грам­ма­ти­ки, Ло­мо­но­сов рас­смат­ри­ва­ет ее как опыт. Он счи­та­ет, что со­здать грам­ма­ти­ку лю­бо­го языка яв­ля­ет­ся почти непо­силь­ной за­да­чей. Но для него важно на­чать ра­бо­ту в этом на­прав­ле­нии, чтобы по­сле­ду­ю­щим уче­ным, ра­бо­та­ю­щим с язы­ком, уже было проще. «Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка» Ло­мо­но­со­ва была по­пу­ляр­ней­шим по­со­би­ем, мно­гие по­ко­ле­ния пи­са­те­лей и по­этов чи­та­ли имен­но его, когда по­сти­га­ли за­ко­ны рус­ско­го языка.

 

Осо­бой за­бо­ты тре­бо­вал не про­сто пись­мен­ный и уст­ный язык, но и та его об­ласть, ко­то­рая при­зва­на быть самой бо­га­той – язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры. На при­ме­ре пе­ре­во­да пьесы фран­цуз­ско­го ав­то­ра Мо­лье­ра рас­смот­рим со­сто­я­ние «до­ло­мо­но­сов­ско­го» рус­ско­го языка. «Есть нужно даты так ве­ли­кыя день­ги за вашы лица из­ряд­ныя. Ска­жы­те мне нечто мало что со­де­ла­лы­сте сым гос­по­дам, ко­то­рых аз вам по­ка­зы­вах и ко­то­рых выжду вы­хо­дя­щих з моего двора з так ве­ли­кым всты­дом....»

Те­перь срав­ним с со­вре­мен­ным пе­ре­во­дом от­рыв­ка.

«Вот уж дей­стви­тель­но, нужно тра­тить день­ги на то, чтобы
вы­ма­зать себе фи­зио­но­мии! Вы лучше ска­жи­те, что вы сде­ла­ли этим гос­по­дам, что они вышли от вас с таким хо­лод­ным видом…»

Со­гла­си­тесь, что рус­ский ли­те­ра­тур­ный язык явно нуж­дал­ся в ре­фор­мах. И Ло­мо­но­сов пы­та­ет­ся вы­стро­ить еди­ную гар­мо­нич­ную си­сте­му. Так со­зда­ет­ся уче­ние о трех шти­лях (сти­лях). Со­глас­но этой тео­рии, в ли­те­ра­ту­ре есть три боль­шие об­ла­сти, три стиля, а имен­но – вы­со­кий, сред­ний и низ­кий. Сама эта тео­рия уже су­ще­ство­ва­ла в ан­тич­ной и сред­не­ве­ко­вой тра­ди­ции, но Ло­мо­но­сов хотел при­спо­со­бить ее для рус­ско­го языка ли­те­ра­ту­ры.

С точки зре­ния Ло­мо­но­со­ва, в ли­те­ра­ту­ре долж­но быть три стиля, ко­то­рые будут раз­ли­чать­ся по при­стой­но­сти ма­те­рий. При­стой­ность озна­ча­ет умест­ность, а ма­те­рия озна­ча­ет тему. Таким об­ра­зом, те­ма­ти­ка про­из­ве­де­ния вли­я­ет на выбор стиля, с по­мо­щью ко­то­ро­го его пишут.

Вы­со­кая ма­те­рия – по­вест­во­ва­ние о го­су­дар­ствен­ном, ге­ро­и­че­ском – тре­бу­ет вы­со­ко­го стиля, в нем при­вет­ству­ет­ся ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние цер­ков­но­сла­вя­низ­мов, тор­же­ствен­ных, книж­ных слов.

Низ­кий же стиль пред­по­ла­га­ет вклю­че­ние раз­го­вор­ных слов.

Сред­ний стиль до­пус­ка­ет со­су­ще­ство­ва­ние раз­го­вор­ных слов и цер­ков­но­сла­вя­низ­мов.

Важно, что стиль креп­ко при­вя­зан к опре­де­лен­но­му жанру и ни­ка­кие от­кло­не­ния не до­пус­ка­ют­ся.

Жанры вы­со­ко­го штиля:

ге­ро­и­че­ские поэмы (круп­ное сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние, по­вест­ву­ю­щее о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях, во­ен­ных по­дви­гах, бес­страш­ных ге­ро­ях);

оды (сти­хо­тво­ре­ние – по­хва­ла. По­э­ти­че­ское про­слав­ле­ние, по­свя­щен­ное че­ло­ве­ку или со­бы­тию);

«ге­ро­и­че­ские речи о важ­ных ма­те­ри­ях» (трак­та­ты и ора­тор­ские речи);

тра­ге­дии.

Жанры сред­не­го штиля:

драмы;

са­ти­ры;

эк­ло­ги (неболь­шие по­вест­во­ва­ния о без­за­бот­ной жизни людей);

ме­му­а­ры.

Жанры низ­ко­го штиля:

ко­ме­дии;

эпи­грам­мы (сти­хо­тво­ре­ние-на­смеш­ка, в ко­то­ром автор иро­нич­но вы­ска­зы­ва­ет­ся по по­во­ду че­ло­ве­ка или об­ще­ствен­но­го со­бы­тия);

песни;

басни;

лич­ная пе­ре­пис­ка.

Важ­ная идея уче­ния о трех шти­лях со­сто­ит в том, что ос­нов­ной кор­пус рус­ско­го языка долж­ны со­ста­вить есте­ствен­ные, бла­го­звуч­ные и куль­тур­ные, ис­поль­зу­е­мые сей­час слова. Цер­ков­но­сла­вя­низ­мы и за­им­ство­ва­ния долж­ны быть огра­ни­че­ны, они долж­ны быть умест­ны.

От­дель­но нужно по­го­во­рить о по­э­зии. Имен­но по­э­зия тре­бу­ет са­мо­го гиб­ко­го, пла­стич­но­го, ле­ту­че­го и му­зы­каль­но­го языка. Во вре­ме­на Ло­мо­но­со­ва книж­ная по­э­зия со­зда­ва­лась в осо­бой рит­ми­че­ской си­сте­ме. Эта си­сте­ма на­зы­ва­ет­ся сил­ла­би­че­ская (от греч. Syllabe – слог). Каж­дая сти­хо­твор­ная строч­ка со­дер­жа­ла опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство сло­гов. Стихи, на­пи­сан­ные в сил­ла­би­че­ской си­сте­ме, нам ин­те­рес­ны, в них есть своя непо­вто­ри­мая пре­лесть, но чи­тать эти стихи за­труд­ни­тель­но.

И тогда рус­ский уче­ный и поэт Ва­си­лий Ки­рил­ло­вич Тре­ди­а­ков­ский (рис. 4), а потом и Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов ре­ша­ют ре­фор­ми­ро­вать си­сте­му рус­ско­го сти­хо­сло­же­ния.

Ва­си­лий Ки­рил­ло­вич Тре­ди­а­ков­ский

Рис. 4. Ва­си­лий Ки­рил­ло­вич Тре­ди­а­ков­ский

И тогда была со­зда­на сил­ла­бо-то­ни­че­ская си­сте­ма сти­хо­сло­же­ния. Суть этой си­сте­мы в том, что у каж­до­го уда­ре­ния в строч­ке есть осо­бое место. Те­перь уда­ре­ние встре­ча­ет­ся либо один раз в два слога, и тогда это дву­слож­ный раз­мер (ямб, хорей), либо уда­ре­ние встре­ча­ет­ся с ча­сто­той один к трем, и тогда перед нами трех­слож­ные раз­ме­ры (дак­тиль, ам­фи­бра­хий, ана­пест). Срав­ним два от­рыв­ка из пе­ре­во­да древ­не­гре­че­ско­го поэта Ана­крео­на. Пер­вый пе­ре­вод вы­пол­нен рус­ским по­этом Ан­тиохом Дмит­ри­е­ви­чем Кан­те­ми­ром в сил­ла­би­че­ской си­сте­ме сти­хо­сло­же­ния. Вто­рой пе­ре­вод вы­пол­нен в си­ла­бо-то­ни­че­ской си­сте­ме Ло­мо­но­со­вым.

О любви

Лю­бовь, при­шед к моим две­рям,
Гром­ко стал у них сту­чать­ся.
«Кто сту­чит там, – за­кри­чал я, –
И сну моему ме­ша­ет?»

По­счи­та­ем слоги в каж­дой стро­ке. Вы­хо­дит, что в каж­дой стро­ке по во­семь сло­гов. Но уда­ре­ние ста­вит­ся про­из­воль­но.

Ноч­ною тем­но­тою

Вне­зап­но по­сту­чал­ся

У двери Ку­пи­дон,

При­ят­ной пе­ре­рвал­ся

В на­ча­ле самом сон.

Те­перь у каж­дой строч­ки есть осо­бая еди­ни­ца, и из этих еди­ниц скла­ды­ва­ет­ся стро­ка. Эта еди­ни­ца на­зы­ва­ет­ся сто­пой. Стопа – это груп­па сло­гов, в ко­то­рой есть один удар­ный слог и без­удар­ные слоги, ко­то­рые рит­ми­че­ски к нему при­мы­ка­ют. Имен­но эта стопа опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство раз укла­ды­ва­ет­ся в строч­ке. Те­перь ритм по­лу­ча­ет­ся более упо­ря­до­чен­ным.

Ло­мо­но­сов ре­фор­ми­ру­ет рус­скую по­э­зию и сам со­зда­ет вы­да­ю­щи­е­ся про­из­ве­де­ния. Он пишет в огром­ном диа­па­зоне жан­ров. Также он пишет и тра­ге­дии, и поэмы. От­ры­вок из поэмы Ло­мо­но­со­ва «Петр Ве­ли­кий»:

«На­ча­ло моего ве­ли­ко­го труда

Прими, пред­ста­тель муз, как при­ни­мал все­гда

Сло­же­ния мои, любя рос­сий­ско слово,

И тем стрем­ле­ние к сти­хам давал мне ново.

Тобою по­ощ­рен в сей путь пу­стил­ся я:

Ты бу­дешь оного спо­спеш­ник и судья.

И многи и сия дана тебе доб­ро­та,

К сло­вес­ным зна­ни­ям пре­х­валь­ная охота.
При­род­ный видит твой и про­све­щен­ный ум,
Где мысли важ­ные и где пу­стых слов шум.
Мне нужен тво­е­го рас­су­док тон­кой слуха,
Чтоб сла­бость сво­е­го воз­мог при­знать я духа.
Когда под бре­ме­нем по­ник­ну утом­лен,
Вни­ма­ни­ем твоим вос­ста­ну обод­рен.

Хотя во­след иду Вир­ги­лию, Го­ме­ру,
Не на­хо­жу и в них до­воль­но­го при­ме­ру.
Не вы­мыш­лен­ных петь на­ме­рен я богов,
Но ис­тин­ны дела, ве­ли­кий труд Пет­ров.
До­стой­ную хвалу воз­дать сему Герою
Труд­нее, неже­ли как в де­сять лет взять Трою...»

Этот от­ры­вок яв­ля­ет­ся при­ме­ром вы­со­ко­го штиля. Вна­ча­ле мы видим тра­ди­ци­он­ное об­ра­ще­ние к ис­точ­ни­ку вдох­но­ве­ния. Обыч­но у ан­тич­ных ав­то­ров это было об­ра­ще­ние к музе, но в дан­ном слу­чае об­ра­ще­ние идет к Апол­ло­ну – по­ве­ли­те­лю муз. От­ме­тим оби­лие цер­ков­но­сла­вя­низ­мов и пол­но­глас­ных форм. Ло­мо­но­сов не пы­та­ет­ся срав­нить себя с Го­ме­ром, Вер­ги­ли­ем, но они все-та­ки упо­ми­на­ют­ся. По­то­му что, несмот­ря на скром­ность ав­то­ра, он пишет о ве­ли­ком че­ло­ве­ке и может быть по­став­лен с ним в один ряд.

Ло­мо­но­сов со­зда­ет ге­ро­и­че­скую поэму и ори­ен­ти­ру­ет­ся на стиль ан­тич­ных ав­то­ров. Непри­кры­тая лесть по от­но­ше­нию к пра­ви­те­лю может вас уди­вить, и тут нужно по­нять, что это яв­ля­ет­ся одной из тен­ден­ций, свой­ствен­ных клас­си­циз­му. И про­слав­ляя про­све­щен­но­го мо­нар­ха, автор про­слав­ля­ет мо­гу­ще­ство го­су­дар­ства.

В ли­ри­ке Ло­мо­но­сов раз­ра­ба­ты­ва­ет раз­ные темы, но боль­ше всего его ин­те­ре­су­ет имен­но го­су­дар­ствен­ная те­ма­ти­ка. Это еще одна тен­ден­ция клас­си­циз­ма. Про­чтем сти­хо­тво­ре­ние под на­зва­ни­ем «Раз­го­вор с Ана­кре­о­ном».

Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Лю­бовь велят зве­неть.
Я гусли со стру­на­ми
Вчера пе­ре­ме­нил
И слав­ны­ми де­ла­ми
Ал­ки­да воз­но­сил;
Да гусли по­не­во­ле
Лю­бовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Про­щай­те, не хотят.
В дан­ном сти­хо­тво­ре­нии Ло­мо­но­сов ста­вит под со­мне­ние прин­ци­пы и стиль жизни ав­то­ра, так как имеет со­вер­шен­но дру­гие цен­но­сти.

Ло­мо­но­сов тво­рит в жанре оды, ко­то­рая обыч­но по­свя­ще­на го­су­дар­ствен­ным со­бы­ти­ям. Очень близ­кий по духу к оде жанр – по­хваль­ная над­пись. От оды этот жанр от­ли­ча­ет объем про­из­ве­де­ния, обыч­но они на­мно­го ко­ро­че. При­мер по­хваль­ной над­пи­си.

 

НА СПУСК КО­РАБ­ЛЯ, ИМЕ­НУ­Е­МО­ГО 
СВЯ­ТО­ГО АЛЕК­САНДРА НЕВ­СКО­ГО, 1749 ГОДА

Гора, что Го­ри­зонт на суше за­кры­ва­ла,
Вне­зап­но с бе­ре­гу на быст­ри­ну сбе­жа­ла,
Между палат стоит, где был недав­но лес;
Мы ве­се­лим­ся здесь в сре­дине тех чудес.
Но мы бы в ло­доч­ке на луже чуть си­де­ли,
Когда б ве­ли­ко­го Петра мы не имели.

Таким об­ра­зом, Ло­мо­но­сов со­зда­ет про­из­ве­де­ние, по­свя­щен­ное опре­де­лен­но­му со­бы­тию, но не за­бы­ва­ет от­ме­тить зна­чи­мость ре­фор­мы, про­из­ве­ден­ной Пет­ром.

Еще одним ин­те­рес­ным жан­ром яв­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ское сти­хо­тво­ре­ние. Так, на­при­мер, Ло­мо­но­сов пе­ре­де­лы­ва­ет псал­мы. Псал­мы – это вет­хо­за­вет­ные тек­сты, в ко­то­рых про­слав­ля­ет­ся Гос­подь.

 

ПРЕ­ЛО­ЖЕ­НИЕ ПСАЛ­МА 14

Гос­по­ди, кто оби­та­ет
В свет­лом доме выше звезд?
Кто с тобою на­се­ля­ет
Верьх свя­щен­ный гор­них мест?

Тот, кто ходит непо­роч­но,
Прав­ду за­все­гда хра­нит
И нелест­ным серд­цем точно,
Как язы­ком го­во­рит.

Кто уста­ми льстить не знает,
Ближ­ним не на­но­сит бед,
Хит­рых сетей не спле­та­ет,
Чтобы в них увяз сосед.

Пре­зи­ра­ет всех лу­ка­вых,
Хва­лит выш­не­го рабов
И пред ним душею пра­вых,
Дер­жит­ся при­сяж­ных слов.

В лихву дать среб­ро сты­дит­ся,
Мзды с невин­ных не берет.
Кто так жить на свете тщит­ся,
Тот во­ве­ки не падет.

Гор­ние места – вы­со­кие, небес­ные места. При­сяж­ные слова – слова, ко­то­рые да­ют­ся со всей пол­но­той от­вет­ствен­но­сти перед лицом са­мо­го Бога. Мзда – это плата, а вы­ра­же­ние «день­ги с лих­вой» озна­ча­ет «день­ги, ко­то­рые от­да­ны под про­цент». В этом псал­ме опи­са­но, как дол­жен и не дол­жен по­сту­пать че­ло­век, чтобы об­ре­сти гар­мо­нию с Богом.

Еще одним ин­те­рес­ным жан­ром яв­ля­ет­ся жанр, сов­ме­ща­ю­щий в себе на­уч­ный трак­тат и ли­ри­че­ское сти­хо­тво­ре­ние. Таким про­из­ве­де­ни­ем яв­ля­ет­ся пись­мо, ад­ре­со­ван­ное другу Ло­мо­но­со­ва, Шу­ва­ло­ву. Это че­ло­век, ко­то­рый ос­но­вал Мос­ков­ский уни­вер­си­тет и Пе­тер­бург­скую ака­де­мию ху­до­жеств.

 

«Непра­во о вещах те ду­ма­ют, Шу­ва­лов,
Ко­то­рые Стек­ло чтут ниже Ми­не­ра­лов,
При­ман­чи­вым лучем бли­ста­ю­щих в глаза:
Не мень­ше поль­за в нем, не мень­ше в нем краса
Неред­ко я для той с Пар­насских гор спус­ка­юсь;
И ныне от нее на верьх их воз­вра­ща­юсь,
Пою перед тобой в вос­тор­ге по­хва­лу
Не кам­ням до­ро­гим, ни злату, но Стек­лу.
И как я оное хваля вос­по­ми­наю,
10 Не лом­кость лжи­во­го я сча­стья пред­став­ляю.
Не долж­но тлен­но­сти при­ме­ром тое быть,
Чего и силь­ный огнь не может раз­ру­шить,
Дру­гих вещей зем­ных ко­неч­ный раз­де­ли­тель:
Стек­ло им рож­де­но; огонь его ро­ди­тель».

Еще одним жан­ром, в ко­то­ром тво­рил Ло­мо­но­сов, была са­ти­ра. Са­ти­ра – это со­ци­аль­ная на­смеш­ка, кри­ти­ка ка­ких-то по­ро­ков окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти, окру­жа­ю­щей жизни.

 

СТИХИ, СО­ЧИ­НЕН­НЫЕ НА ДО­РО­ГЕ В ПЕ­ТЕР­ГОФ,
когда я в 1761 году ехал про­сить
о под­пи­са­нии при­ви­ле­гии для ака­де­мии,
быв много раз пре­жде за тем же

Куз­не­чик до­ро­гой, коль много ты бла­жен,
Коль боль­ше пред лю­дь­ми ты сча­стьем ода­рен!
Пре­про­вож­да­ешь жизнь меж мяг­кою тра­вою
И на­сла­жда­ешь­ся мед­вя­ною росою.
Хотя у мно­гих ты в гла­зах пре­зрен­на тварь,
Но в самой ис­тине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бес­пло­тен!
Ты ска­чешь и поешь, сво­бо­ден, без­за­бо­тен,
Что ви­дишь, всё твое; везде в своем дому,
Не про­сишь ни о чем, не дол­жен ни­ко­му.

Са­ти­ру можно легко раз­гля­деть в про­из­ве­де­нии, со­по­ста­вив те­ма­ти­ку тек­ста и на­зва­ние сти­хо­тво­ре­ния.

 Заключение

Се­год­ня мы узна­ли боль­ше об одном из наших вы­да­ю­щих­ся рос­сий­ских уче­ных и по­этов. Рас­смот­ре­ли ос­нов­ные этапы его жиз­нен­но­го пути. По­го­во­ри­ли о тех ре­фор­мах, ко­то­рые он, по­доб­но Петру Пер­во­му, про­из­вел в рус­ской куль­ту­ре. Также мы по­зна­ко­ми­лись с его по­э­ти­че­ски­ми тек­ста­ми.

Вопросы к конспектам

1) От­веть­те на во­про­сы.

1. Где учил­ся Ло­мо­но­сов? В каких на­уч­ных об­ла­стях ра­бо­тал Ло­мо­но­сов? Какие из его про­из­ве­де­ний вам из­вест­ны?

2. Какие черты ха­рак­те­ра Ло­мо­но­со­ва по­мог­ли ему стать рядом с ве­ли­ки­ми уче­ны­ми мира?

3. Что было глав­ной целью в жизни Ло­мо­но­со­ва?

4. Как на­звал Ло­мо­но­со­ва А. С. Пуш­кин?

2) Про­чи­тай­те и про­ана­ли­зи­руй­те мифы о Ло­мо­но­со­ве.

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 21:53