М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа произведения

 Детство и юношество М.Ю. Лермонтова

Лер­мон­тов – один из самых круп­ных рос­сий­ских по­этов, один из пер­вых рус­ских по­этов XIX сто­ле­тия. Жил он со­всем недол­го – непол­ных 27 лет.

М.Ю. Лер­мон­тов

Рис. 1. М.Ю. Лер­мон­тов

Сти­хо­тво­ре­ние «Бо­ро­ди­но» – одна из его ви­зит­ных кар­то­чек, одно из самых из­вест­ных про­из­ве­де­ний на тему рус­ской ис­то­рии. На­пи­сал Лер­мон­тов его в 1837 году, в год смер­ти Пуш­ки­на. 1837 год во­об­ще был пе­ре­лом­ным в жизни Лер­мон­то­ва.

Лер­мон­тов был дво­ря­ни­ном. Его ро­ди­те­ли друг друга страст­но лю­би­ли, но их брак ока­зал­ся несчаст­ным.

Ми­ха­ил Лер­мон­тов в воз­расте 6–8 лет

Рис. 2. Ми­ха­ил Лер­мон­тов в воз­расте 6–8 лет

После смер­ти ма­те­ри маль­чи­ка вос­пи­ты­ва­ла его ба­буш­ка Ели­за­ве­та Алек­се­ев­на Ар­се­нье­ва. Эта жен­щи­на сыг­ра­ла огром­ную роль в жизни поэта.

Е.А. Ар­се­нье­ва

Рис. 3. Е.А. Ар­се­нье­ва

У него были пре­сквер­ные от­но­ше­ния с отцом, Лер­мон­тов его почти не знал, почти не видел.

Ю.П. Лер­мон­тов

Рис. 4. Ю.П. Лер­мон­тов

Бу­ду­щий поэт вос­пи­ты­вал­ся ба­буш­кой в де­ревне, в усадь­бе Тар­ха­ны. Он по­лу­чил за­ме­ча­тель­ное вос­пи­та­ние. Ба­буш­ка Лер­мон­то­ва страст­но лю­би­ла маль­чи­ка, была жен­щи­ной ав­то­ри­тар­ной, власт­ной, хо­те­ла все­це­ло опре­де­лять его жизнь, но очень много вкла­ды­ва­ла в его вос­пи­та­ние. Были у Лер­мон­то­ва пре­крас­ные учи­те­ля, и он по­лу­чил хо­ро­шую до­маш­нюю под­го­тов­ку (обыч­ную для дво­рян­ско­го маль­чи­ка того вре­ме­ни): ино­стран­ные языки и му­зы­ка. У Лер­мон­то­ва были пре­крас­ные му­зы­каль­ные та­лан­ты, с дет­ства он играл на фор­те­пи­а­но, на флей­те и был от­лич­ным скри­па­чом. Кроме того, он ока­зал­ся хо­ро­шим ху­дож­ни­ком. Всех дво­рян­ских детей тогда учили жи­во­пи­си, но ре­зуль­та­ты были раз­ные. Лер­мон­тов был почти про­фес­си­о­наль­ным жи­во­пис­цем. Луч­шие ил­лю­стра­ции к его про­из­ве­де­ни­ям – его соб­ствен­ные этюды, на­брос­ки, ак­ва­ре­ли.

М.Ю. Лер­мон­тов. «Вид Ти­фли­са»

Рис.5. М.Ю. Лер­мон­тов. «Вид Ти­фли­са»

До­маш­не­го вос­пи­та­ния было недо­ста­точ­но, по­это­му ба­буш­ка пе­ре­во­зит юного Лер­мон­то­ва в Моск­ву. Он сна­ча­ла учит­ся в бла­го­род­ном пан­си­оне при Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те (одном из луч­ших учеб­ных за­ве­де­ний того вре­ме­ни), а потом и в самом уни­вер­си­те­те.

Мос­ков­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет

Рис. 6. Мос­ков­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет

Но курс Лер­мон­тов не за­кон­чил. Когда ему было 18 лет, он пе­ре­ехал в Пе­тер­бург. В Пе­тер­бур­ге он стал учить­ся на офи­це­ра, как бы сей­час ска­за­ли, то есть стал юн­ке­ром. Его бу­ду­щее опре­де­ли­лось – им стала во­ен­ная служ­ба.

В 1834 году, в два­дца­ти­лет­нем воз­расте, Лер­мон­тов был про­из­ве­дён в офи­це­ры и стал офи­це­ром лей­б­гвар­дей­ско­го гу­сар­ско­го полка, ко­то­рый был рас­квар­ти­ро­ван в Цар­ском селе под Пе­тер­бур­гом.

Франц Крю­гер. «Рус­ская гвар­дия в цар­ском селе»

Рис. 7. Франц Крю­гер. «Рус­ская гвар­дия в цар­ском селе»

Рас­смот­ри­те порт­рет, на ко­то­ром Лер­мон­тов изоб­ра­жён в па­рад­ном мен­ти­ке (в мун­ди­ре этого полка).

Офи­цер Ми­ха­ил Лер­мон­тов

Рис. 8. Офи­цер Ми­ха­ил Лер­мон­тов

Этот порт­рет от­но­сит­ся к 1837 году, когда в жизни Лер­мон­то­ва про­ис­хо­дят за­ме­ча­тель­ные со­бы­тия.

 

Литературная деятельность Лермонтова

В 1837 году Ми­ха­ил Юрье­вич пишет свои из­вест­ней­шие про­из­ве­де­ния: «Бо­ро­ди­но» и «На смерть поэта». Эти два сти­хо­тво­ре­ния могли про­ло­жить раз­ные тра­ек­то­рии жизни Лер­мон­то­ва, от них очень мно­гое могло за­ви­сеть.

«Бо­ро­ди­но» – это об­раз­цо­во-пат­ри­о­ти­че­ское сти­хо­тво­ре­ние. Оно было в духе то­гдаш­ней идео­ло­гии Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства, долж­но было очень по­нра­вить­ся царю Ни­ко­лаю I.

Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I

Рис. 9. Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I

Если бы Лер­мон­тов вошёл в ли­те­ра­ту­ру с этим сти­хо­тво­ре­ни­ем, то можно не со­мне­вать­ся в том, что власть бы к нему бла­го­во­ли­ла. Такое ге­ро­и­че­ское сти­хо­тво­ре­ние о пат­ри­о­тиз­ме, о во­ен­ном по­дви­ге рус­ско­го сол­да­та, рус­ско­го на­ро­да – это то, что при­ш­лось бы тогда ко двору. В то время как раз на такие про­из­ве­де­ния был спрос. Хотя Лер­мон­тов, когда его писал, был со­вер­шен­но ис­кре­нен и не думал вы­слу­жи­вать­ся, за­слу­жи­вать себе ка­кие-то на­гра­ды в гла­зах пра­ви­тель­ства. Но при­мер­но в это же время (в на­ча­ле 1837 года) погиб Пуш­кин, и Лер­мон­тов на­пи­сал бе­ше­ное по яро­сти, по тем­пе­ра­мен­ту сти­хо­тво­ре­ние «На смерть поэта», в ко­то­ром он в самых го­ря­чих и же­сто­ких тонах об­ви­нял двор, при­двор­ную среду, ца­ре­двор­цев в ги­бе­ли Пуш­ки­на.

А.А. На­у­мов. «Дуэль Пуш­ки­на с Дан­те­сом»

Рис. 10. А.А. На­у­мов. «Дуэль Пуш­ки­на с Дан­те­сом»

В дан­ном слу­чае неваж­но, были эти слова спра­вед­ли­вы или нет. Тот образ Пуш­ки­на, ко­то­рый Лер­мон­тов со­здал в этих строч­ках, вряд ли бы по­нра­вил­ся са­мо­му Пуш­ки­ну. Тем не менее, эти под­рыв­ные, ре­во­лю­ци­он­ные стихи были вос­при­ня­ты вла­стя­ми чуть ли не как при­зыв к мя­те­жу, к ре­во­лю­ции. Лер­мон­тов был аре­сто­ван, из­гнан из гвар­дии, пе­ре­ве­ден в ни­же­го­род­ский дра­гун­ский полк и от­прав­лен в ссыл­ку на Кав­каз. На­ча­лась новая часть его жизни.

П.П. Кон­ча­лов­ский. «Лер­мон­тов на Кав­ка­зе»

Рис. 11. П.П. Кон­ча­лов­ский. «Лер­мон­тов на Кав­ка­зе»

«Бо­ро­ди­но» и «Поле Бо­ро­ди­на»

Когда Лер­мон­тов в 1837 году взял­ся пи­сать «Бо­ро­ди­но», он ис­поль­зо­вал свой юно­ше­ский опыт. В 1830 или 1831 году (точно не из­вест­но) он на­пи­сал сти­хо­тво­ре­ние «Поле Бо­ро­ди­на». Ему было 16–17 лет, и он был сту­ден­том Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. То есть не был ещё офи­це­ром в по­го­нах, каким он уже был в1837 году. Хотя и в 1837 году он не имел ещё бо­е­во­го опыта, ко­то­рый у него по­явил­ся впо­след­ствии на Кав­ка­зе.

Д.Ю. Фё­до­ров. «Лер­мон­тов на Кав­ка­зе»

Рис. 12. Д.Ю. Фё­до­ров. «Лер­мон­тов на Кав­ка­зе»

Дело не толь­ко в со­ци­аль­ном опыте, ко­то­рый за это время при­шёл, а в опыте по­э­ти­че­ском.

В 1830–1831 гг. Лер­мон­тов был на­чи­на­ю­щим ав­то­ром, при­вер­жен­ным идеям ро­ман­тиз­ма и про­бо­вав­шим перо в этом на­прав­ле­нии. Сю­же­ты этих двух его сти­хо­тво­ре­ний сов­па­да­ют, строч­ки за­ча­стую сов­па­да­ют тоже. Луч­шие из юно­ше­ских стро­чек Лер­мон­тов потом вклю­чил в своё зре­лое сти­хо­тво­ре­ние.

Очень ин­те­рес­но смот­реть, каков образ рас­сказ­чи­ка (про­сто­го сол­да­та) в пер­вом, юно­ше­ском, сти­хо­тво­ре­нии. В таких сло­вах он по­вест­ву­ет мо­ло­до­му че­ло­ве­ку, сво­е­му со­бра­ту, то­ва­ри­щу о том, что было в 1812 году:

Всю ночь у пушек про­ле­жа­ли
Мы без па­ла­ток, без огней,
Штыки вост­ри­ли да шеп­та­ли
Мо­лит­ву ро­ди­ны своей.
Шу­ме­ла буря до рас­све­та;
Я, го­ло­ву под­няв с ла­фе­та,

То­ва­ри­щу ска­зал:

«Брат, слу­шай песню непо­го­ды:
Она дика как песнь сво­бо­ды.

Здесь очень много ин­те­рес­ных де­та­лей. На­при­мер, буря, ко­то­рая шу­ме­ла. На самом деле в ночь перед Бо­ро­ди­ном ни­ка­кой бури не было. Буря – это штамп, по­э­ти­че­ская услов­ность. Если ро­ман­ти­че­ский герой изоб­ра­жён перед круп­ным, воз­мож­но, смер­тель­ным со­бы­ти­ем, в этой ге­ро­и­че­ской ис­то­рии непре­мен­но долж­на шу­меть буря. Если по­чи­тать «Думу о Ер­ма­ке» Ры­ле­е­ва, на­пи­сан­ную несколь­ко рань­ше, то можно уви­деть ана­ло­гич­ную ис­то­рию: Ермак сидит на бе­ре­гу Ир­ты­ша на­ка­нуне ре­ши­тель­ной битвы и раз­мыш­ля­ет. Ко­неч­но же, шумит буря.

К.Ф. Ры­ле­ев

Рис. 13. К.Ф. Ры­ле­ев

Потом сол­дат по­че­му-то лежит, по­ло­жив го­ло­ву на лафет.

Лафет – спе­ци­аль­ное при­спо­соб­ле­ние, на ко­то­ром за­креп­ля­ет­ся ствол ору­дия с за­тво­ром. Неспод­руч­но ле­жать го­ло­вой на ла­фе­те, если че­ло­век ещё не по­кой­ник. Это опять по­э­ти­че­ская кра­си­вость, услов­ность.

Наи­бо­лее впе­чат­ля­ют строч­ки, ко­то­рые сол­дат ска­зал сол­да­ту:

Брат, слу­шай песню непо­го­ды:
Она дика как песнь сво­бо­ды.

Это речь ро­ман­ти­че­ско­го героя, это книж­ная речь. Не может так го­во­рить про­стой сол­дат, даже такой обоб­щён­но-услов­ный, каким он был в сти­хах того вре­ме­ни.

А в сти­хо­тво­ре­нии 1837 года уже стиль дру­гой. И автор из­ба­вил­ся от этих юно­ше­ских неук­лю­же­стей и услов­но­стей. Уди­ви­тель­но, что на­чи­на­ю­щий поэт Лер­мон­тов в своём пер­вом сти­хо­тво­ре­нии на тему Бо­ро­ди­на уже на­пи­сал строч­ки, ко­то­рые стали кры­ла­ты­ми. Самые звуч­ные, самые эф­фект­ные строч­ки сти­хо­тво­ре­ния он вклю­чил и в зре­лую вер­сию 1837 года. За­бав­но, что они тут же со­от­вет­ству­ют с со­вер­шен­но неук­лю­жи­ми уче­ни­че­ски­ми сти­ха­ми. Вот эти стихи:

Про­би­ли зорю ба­ра­ба­ны,
Во­сток ту­ман­ный по­бе­лел,
И от вра­гов удар неждан­ный
На ба­та­рею при­ле­тел».

Зву­чит почти ко­мич­но.

Сле­ду­ю­щая фраза:

И вождь ска­зал перед пол­ка­ми:
«Ре­бя­та, не Москва ль за нами?
Умрем­те ж под Моск­вой,
Как наши бра­тья уми­ра­ли»
И мы по­гиб­нуть обе­ща­ли,

И клят­ву вер­но­сти сдер­жа­ли

Мы в Бо­ро­дин­ский бой.

В «Бо­ро­дине» 1837 году го­во­рит­ся уже не о вожде, а о пол­ков­ни­ке, ко­то­рый так же об­ра­ща­ет­ся к сол­да­там.

И уме­реть мы обе­ща­ли,

И клят­ву вер­но­сти сдер­жа­ли

Мы в Бо­ро­дин­ский бой.

Эта че­кан­ная фор­му­ла в ран­ней вер­сии она почти такая же. Она от­ли­ча­ет­ся одним сло­вом «по­гиб­нуть». Лер­мон­тов до­во­дит её до со­вер­шен­ства в 1837 году.

 

 Мотивы создания стихотворения «Бородино»

Сюжет сти­хо­тво­ре­ния «Бо­ро­ди­но» по­ня­тен. Это рас­сказ о круп­ней­шем сра­же­нии Оте­че­ствен­ной войны 1812 года, когда в Рос­сию вторг­лись вой­ска фран­цуз­ско­го им­пе­ра­то­ра На­по­лео­на Бо­на­пар­та – пра­ви­те­ля Ев­ро­пы, ве­ли­чай­ше­го пол­ко­вод­ца.

На­по­ле­он I Бо­на­парт

Рис. 14. На­по­ле­он I Бо­на­парт

Лер­мон­тов ро­дил­ся через два года после этого со­бы­тия и знал о нём до­ста­точ­но хо­ро­шо, как и вся­кий рус­ский че­ло­век, но не лично, а по­на­слыш­ке.

Н.А. Бо­га­тов. «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние»

Рис. 15. Н.А. Бо­га­тов. «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние»

Бо­ро­ди­но было ча­стью се­мей­ной ис­то­рии, и был че­ло­век, ко­то­рый рас­ска­зы­вал ре­бён­ку Лер­мон­то­ву о том, как всё было. Этим че­ло­ве­ком был дво­ю­род­ный дед (брат ба­буш­ки) Афа­на­сий Алек­се­е­вич Сто­лы­пин, ко­то­рый в 1812 году был гвар­дей­ским ар­тил­ле­рий­ским офи­це­ром. Он был участ­ни­ком Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния.

А.А. Сто­лы­пин, дво­ю­род­ный дед поэта

Рис. 16. А.А. Сто­лы­пин, дво­ю­род­ный дед поэта

Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли видят в сти­хо­тво­ре­нии Лер­мон­то­ва пря­мое от­ра­же­ние рас­ска­зов Сто­лы­пи­на. Хотя, чтобы на­пи­сать всё то, что на­пи­сал Лер­мон­тов, необя­за­тель­но знать по­дроб­ные кар­ти­ны боя или чер­пать их из чьих-то лич­ных рас­ска­зов. Всё, что рас­ска­зы­ва­ет­ся в сти­хо­тво­ре­нии, об­ще­из­вест­но.

Лер­мон­тов об­ра­тил­ся к этой теме не в пер­вый раз. Было ещё юно­ше­ское сти­хо­тво­ре­ние, на­пи­сан­ное им, когда ему было 16–17 лет. В 1837 году был ещё один повод об­ра­тить­ся к этой теме – два­дца­ти­пя­ти­лет­няя го­дов­щи­на сра­же­ния.

Сле­ду­ет ска­зать о том, по­че­му Лер­мон­тов ин­те­ре­со­вал­ся рус­ской ис­то­ри­ей. С одной сто­ро­ны, это три­ви­аль­ный во­прос, ведь для рус­ских об­ра­зо­ван­ных людей того вре­ме­ни ин­те­рес к ис­то­рии очень ха­рак­те­рен. От­ча­сти это было вы­зва­но самой вой­ной 1812 года, ко­то­рая вско­лых­ну­ла, рас­тре­во­жи­ла в рус­ских на­ци­о­наль­ные чув­ства, са­мо­со­зна­ние. Дру­гая при­чи­на ли­те­ра­тур­ная – труд зна­ме­ни­то­го Ни­ко­лая Ка­рам­зи­на «Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го».

Н.М. Ка­рам­зин

Рис. 17. Н.М. Ка­рам­зин

Этот гран­ди­оз­ный труд при­влёк вни­ма­ние об­ра­зо­ван­ной рус­ской пуб­ли­ки к соб­ствен­ной (почти не из­вест­ной ей) до­пет­ров­ской ис­то­рии и обост­рил на­ци­о­наль­ные чув­ства. Кроме того, воз­рос­ло число об­ра­зо­ван­ных людей и вли­я­ние раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских и фи­ло­соф­ских идей из Ев­ро­пы. В том числе под вли­я­ни­ем немец­ких фи­ло­со­фов, ко­то­рые при­ду­ма­ли такие вещи, как на­род­ный дух, на­род­ная душа (при­ме­ни­тель­но к Гер­ма­нии), на­чи­на­ют­ся в Рос­сии ин­тен­сив­ные раз­мыш­ле­ния: кто мы такие? от­ку­да мы? мы ев­ро­пей­цы или нет? куда мы идём? На­чи­на­ют­ся го­ря­чие споры в го­сти­ных между об­ра­зо­ван­ной дво­рян­ской мо­ло­дё­жью. Лер­мон­тов в этих спо­рах не участ­во­вал, но дух вре­ме­ни за­тро­нул и его.

Кроме этого, была одна лич­ная черта Лер­мон­то­ва, ко­то­рая спо­соб­ство­ва­ла его ин­те­ре­су к ис­то­рии во­об­ще и к рус­ской ис­то­рии в част­но­сти. Если по­смот­реть сти­хо­тво­ре­ния его юных лет, то один их глав­ных мо­ти­вов – от­вра­ще­ние к со­вре­мен­но­сти, пред­став­ле­ние о своём по­ко­ле­нии, о своём вре­ме­ни как о вре­ме­ни ни­чтож­ном, жал­ком, когда люди из­мель­ча­ли. Как го­во­рит в «Бо­ро­дине» пред­ста­ви­тель стар­ше­го по­ко­ле­ния, «да, были люди в наше время. Бо­га­ты­ри – не вы». Люди по­ко­ле­ния Лер­мон­то­ва в его пред­став­ле­нии явно не бо­га­ты­ри. По­это­му один из ос­нов­ных мо­ти­вов его ли­ри­ки – тоска по ка­кой-то яркой, бур­ной, ве­ли­че­ствен­ной жизни, по че­му-то не столь скуч­но­му и плос­ко­му, как со­вре­мен­ность. По­доб­ные чув­ства ха­рак­тер­ны для по­этов-ро­ман­ти­ков в целом не толь­ко в Рос­сии. Огром­ную роль сыг­ра­ла лич­ная черта Лер­мон­то­ва как че­ло­ве­ка. Ви­ди­мо, по­это­му он был так при­вер­жен к ро­ман­ти­че­ско­му стилю в ис­кус­стве, имен­но в то самое время, когда ро­ман­тизм в Рос­сии уже вы­хо­дил из моды и был не так вос­тре­бо­ван чи­та­те­ля­ми.

В 1837 году Лер­мон­тов пишет со­чи­не­ние на сюжет, взя­тый из рус­ской ис­то­рии XVI века, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «Песнь про царя Ивана Ва­си­лье­ви­ча, мо­ло­до­го оприч­ни­ка и уда­ло­го купца Ка­лаш­ни­ко­ва».

И.Е. Репин. «Песня о купце Ка­лаш­ни­ко­ве»

Рис. 18. И.Е. Репин. «Песня о купце Ка­лаш­ни­ко­ве»

В этом про­из­ве­де­нии он от­ра­жа­ет те самые силь­ные ха­рак­те­ры, те самые ве­ли­кие стра­сти. Это лю­бов­ный сюжет на фоне вся­ких ис­то­ри­че­ских кол­ли­зий и осо­бен­но­стей той эпохи. Про­ис­хо­дит кон­фликт из-за жен­щи­ны, и оба участ­ни­ка этого кон­флик­та (муж и че­ло­век, ко­то­рый до­би­ва­ет­ся её вза­им­но­сти) по­ги­ба­ют: один убит в ку­лач­ном по­един­ке, дру­гой сло­жил го­ло­ву на плахе. Это се­рьёз­но, это не мел­кие ин­три­ги.

И.Е. Репин. «Песня о купце Ка­лаш­ни­ко­ве»

Рис. 19. И.Е. Репин. «Песня о купце Ка­лаш­ни­ко­ве»

Но ещё ранее Лер­мон­тов пишет «Бо­ро­ди­но».

 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Бо­ро­ди­но

- Ска­жи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спа­лен­ная по­жа­ром,
Фран­цу­зу от­да­на?
Ведь были ж схват­ки бо­е­вые,
Да, го­во­рят, еще какие!
Неда­ром пом­нит вся Рос­сия
Про день Бо­ро­ди­на!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что ны­неш­нее племя:
Бо­га­ты­ри - не вы!
Пло­хая им до­ста­лась доля:
Немно­гие вер­ну­лись с поля...
Не будь на то гос­под­ня воля,
Не от­да­ли б Моск­вы!

Мы долго молча от­сту­па­ли,
До­сад­но было, боя ждали,
Вор­ча­ли ста­ри­ки:
"Что ж мы? на зим­ние квар­ти­ры?
Не смеют, что ли, ко­ман­ди­ры
Чужие изо­рвать мун­ди­ры
О рус­ские штыки?"

И вот нашли боль­шое поле:
Есть раз­гу­лять­ся где на воле!
По­стро­и­ли редут.
У наших ушки на ма­куш­ке!
Чуть утро осве­ти­ло пушки
И леса синие вер­хуш­ки -
Фран­цу­зы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
По­стой-ка, брат мусью!
Что тут хит­рить, по­жа­луй к бою;
Уж мы пой­дем ло­мить сте­ною,
Уж по­сто­им мы го­ло­вою
За ро­ди­ну свою!

Два дня мы были в пе­ре­стрел­ке.
Что толку в эта­кой без­дел­ке?
Мы ждали тре­тий день.
По­всю­ду стали слыш­ны речи:
"Пора до­брать­ся до кар­те­чи!"
И вот на поле гроз­ной сечи
Ноч­ная пала тень.

При­лег вздрем­нуть я у ла­фе­та,
И слыш­но было до рас­све­та,
Как ли­ко­вал фран­цуз.
Но тих был наш бивак от­кры­тый:
Кто кивер чи­стил весь из­би­тый,
Кто штык точил, ворча сер­ди­то,
Кусая длин­ный ус.

И толь­ко небо за­све­ти­лось,
Все шумно вдруг за­ше­ве­ли­лось,
Сверк­нул за стро­ем строй.
Пол­ков­ник наш рож­ден был хва­том:
Слуга царю, отец сол­да­там...
Да, жаль его: сра­жен бу­ла­том,
Он спит в земле сырой.

И мол­вил он, сверк­нув очами:
"Ре­бя­та! не Москва ль за нами?
Умрем­те же под Моск­вой,
Как наши бра­тья уми­ра­ли!"
И уме­реть мы обе­ща­ли,
И клят­ву вер­но­сти сдер­жа­ли
Мы в Бо­ро­дин­ский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым ле­ту­чий
Фран­цу­зы дви­ну­лись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пест­ры­ми знач­ка­ми,
Дра­гу­ны с кон­ски­ми хво­ста­ми,
Все про­мельк­ну­ли перед нам,
Все по­бы­ва­ли тут.

Вам не ви­дать таких сра­же­ний!..
Но­си­лись зна­ме­на, как тени,
В дыму огонь бле­стел,
Зву­чал булат, кар­течь виз­жа­ла,
Рука бой­цов ко­лоть уста­ла,
И ядрам про­ле­тать ме­ша­ла
Гора кро­ва­вых тел.

Из­ве­дал враг в тот день нема­ло,
Что зна­чит рус­ский бой уда­лый,
Наш ру­ко­паш­ный бой!..
Земля тряс­лась - как наши груди,
Сме­ша­лись в кучу кони, люди,
И залпы ты­ся­чи ору­дий
Сли­лись в про­тяж­ный вой...

Вот смерк­лось. Были все го­то­вы
За­ут­ра бой за­те­ять новый
И до конца сто­ять...
Вот за­тре­ща­ли ба­ра­ба­ны -
И от­сту­пи­ли бу­сур­ма­ны.
Тогда счи­тать мы стали раны,
То­ва­ри­щей счи­тать.

Да, были люди в наше время,
Мо­гу­чее, лихое племя:
Бо­га­ты­ри - не вы.
Пло­хая им до­ста­лась доля:
Немно­гие вер­ну­лись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не от­да­ли б Моск­вы!

 Историческая основа стихотворения «Бородино»

В целом ис­то­ри­че­ские ре­а­лии от­ра­же­ны верно. Рус­ские вой­ска долго от­сту­па­ли от гра­ни­цы, от­сту­па­ли почти до самой Моск­вы. Дело в том, что сра­же­ние у гра­ни­цы, если бы На­по­лео­ну уда­лось его на­вя­зать рус­ским вой­скам, за­кон­чи­лось бы неми­ну­е­мым раз­гро­мом. Фран­цуз­ские вой­ска в несколь­ко раз пре­вос­хо­ди­ли в чис­лен­но­сти и не усту­па­ли в ка­че­стве. По­это­му ко­ман­ду­ю­щий Барк­лай-де-Тол­ли при­ка­зы­вал всё время от­сту­пать. Это вы­зва­ло страш­ные воз­му­ще­ния и в армии, и в на­ро­де. Вплоть до того, что Барк­лай-де-Тол­ли, очень ис­кус­ный и му­же­ствен­ный ге­не­рал, до­ждал­ся гнев­ных, неспра­вед­ли­вых, обид­ных об­ви­не­ний в пре­да­тель­стве, в том, что он немец (хотя по про­ис­хож­де­нию он был шве­дом), у него нерус­ское серд­це, ему недо­ро­га рус­ская земля, по­это­му он от­сту­па­ет.

М.Б. Барк­лай-де-Тол­ли

Рис. 20. М.Б. Барк­лай-де-Тол­ли

На самом деле это была един­ствен­но воз­мож­ная так­ти­ка, ко­то­рая была раз­ра­бо­та­на рус­ски­ми во­ен­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми ещё до на­ча­ла войны. Рус­ские от­сту­па­ли, и, как го­во­рит­ся у Лер­мон­то­ва, вор­ча­ли ста­ри­ки. Бу­ше­ва­ли и мо­ло­дые ге­не­ра­лы, ко­то­рые были под ко­ман­до­ва­ни­ем у Барк­лая-де-Тол­ли. Барк­лая сме­сти­ли, и ко­ман­ду­ю­щим стал Ми­ха­ил Ку­ту­зов, ко­то­рый про­дол­жал де­лать то же самое.

М.И. Ку­ту­зов

Рис. 21. М.И. Ку­ту­зов

Когда рус­ские вой­ска хотя и не без боёв, но всё-та­ки пре­иму­ще­ствен­но от­сту­пая, дошли почти до Моск­вы, встал мо­раль­ный во­прос, сдать ли Пер­во­пре­столь­ную (сто­ли­цей был Пе­тер­бург). Ку­ту­зов дал бой. Это было гран­ди­оз­ное сра­же­ние, ко­то­рое обеим сто­ро­нам сто­и­ло неве­ро­ят­ной крови.

В.В. Ве­ре­ща­гин. «Ку­ту­зов во время Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния»

Рис. 22. В.В. Ве­ре­ща­гин. «Ку­ту­зов во время Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния»

Опи­са­ние ба­таль­ных сцен очень живое, дра­ма­тич­ное. Оно дей­стви­тель­но на­по­ми­на­ет то, что про­ис­хо­ди­ло. Но, по­ви­ну­ясь ка­ким-то соб­ствен­ным за­ко­нам эпи­че­ско­го по­вест­во­ва­ния, Лер­мон­тов до­пус­ка­ет до­воль­но силь­ный отход от ре­а­лий в одном месте, где рас­сказ­чик со­об­ща­ет, что от­сту­пи­ли ба­сур­мане. Всё было не так. На самом деле от­сту­пи­ли рус­ские. Ночью, когда тем­но­та сде­ла­ла невоз­мож­ным сра­же­ние, фран­цу­зы вы­би­ли рус­ских со всех по­зи­ций, и те от­сту­пи­ли на несколь­ко ки­ло­мет­ров. Но это не был раз­гром, ко­то­ро­го желал На­по­ле­он. На­по­ле­он хотел, чтобы рус­ские бе­жа­ли, а не от­сту­па­ли в пол­ном по­ряд­ке, спо­кой­но от­стре­ли­ва­ясь. На­по­ле­он велел вы­ка­тить как можно боль­ше ору­дий на первую линию, ко­то­рые били по от­сту­па­ю­щим ко­лон­нам. Рус­ские про­дол­жа­ли от­сту­пать в стро­гом по­ряд­ке. Раз­дра­жён­ный На­по­ле­он ска­зал: «Им, ви­ди­мо, мало. Дайте им ещё!». Вы­ка­ти­ли ещё ору­дия.

В.В. Ве­ре­ща­гин. «На­по­ле­он на Бо­ро­дин­ских вы­со­тах»

Рис. 23. В.В. Ве­ре­ща­гин. «На­по­ле­он на Бо­ро­дин­ских вы­со­тах»

На­сту­пи­ла тем­но­та, сра­же­ние пре­кра­ти­лось. Ку­ту­зов со­би­рал­ся про­дол­жать бой на дру­гой день, но к нему по­сту­пи­ли све­де­ния о раз­ме­рах по­терь, и он при­нял ре­ше­ние от­сту­пать, чтобы со­хра­нить армию. После чего было при­ня­то тра­ги­че­ское ре­ше­ние оста­вить Моск­ву. Фран­цу­зы вошли в Моск­ву, она вско­ре за­го­ре­лась и вы­го­ре­ла почти пол­но­стью. Это было ка­та­стро­фой для рус­ских, ко­то­рые по­те­ря­ли ста­рую сто­ли­цу как город, и для фран­цу­зов, ко­то­рые оста­лись в том вы­жжен­ном го­ро­де, не по­ни­мая, что им де­лать даль­ше, как про­дол­жать войну, по­то­му что мира с ними не за­клю­ча­ли. Вско­ре после этого На­по­лео­ну при­хо­дит­ся от­сту­пать по ра­зо­рён­ным тер­ри­то­ри­ям. На об­рат­ном пути армия его фак­ти­че­ски по­гиб­ла. Так рус­ские вы­иг­ра­ли войну.

 Сложные слова в стихотворении «Бородино»

При чте­нии сти­хо­тво­ре­ния можно столк­нуть­ся с неко­то­ры­ми слож­но­стя­ми, на­при­мер, могут встре­тить­ся неко­то­рые непо­нят­ные слова. Рас­смот­рим их.

Редут – (фр. redoute – «убе­жи­ще»)укреп­ле­ние со­мкну­то­го вида, как пра­ви­ло, зем­ля­ное, с валом и рвом, пред­на­зна­чен­ное для кру­го­вой обо­ро­ны.

Хват – уда­лец. Бес­страш­ный, лихой, от­важ­ный че­ло­век.

Булат – сталь, от­ли­ча­ю­ща­я­ся свое­об­раз­ной внут­рен­ней струк­ту­рой и видом по­верх­но­сти, вы­со­кой твёр­до­стью и упру­го­стью.

Ба­сур­ман – (ис­ка­жён­ное от «бе­сер­мен») недоб­ро­же­ла­тель­ное на­зва­ние нехри­сти­а­ни­на. Пе­ре­не­се­ние этого имени на за­пад­ных людей (фран­цу­зов) – это ха­рак­тер­ная черта, ко­то­рая со­об­ща­ет, кто перед нами. Ба­сур­мане – это обоб­щён­ный образ врага.

 Анализ стихотворения «Бородино»

Рас­сказ­чик из сти­хо­тво­ре­ния «Бо­ро­ди­но» осо­бен­но ин­те­ре­сен. По­нят­но, что это услов­ный, обоб­щён­ный пер­со­наж. По речи, по всем его ухват­кам видно, что он – сол­дат, то есть из быв­ших кре­стьян. Лер­мон­тов из­ла­га­ет эту ис­то­рию гла­за­ми не офи­це­ра, не ари­сто­кра­та, не дво­ря­ни­на, то есть не че­ло­ве­ка своей среды, а про­сто­го че­ло­ве­ка. При этом, ко­неч­но же, это услов­ная по­э­ти­че­ская речь, свое­об­раз­ная сти­ли­за­ция на­род­ной речи, на­род­но­го со­зна­ния, по­то­му что здесь Лер­мон­тов пы­тал­ся обоб­щён­ную пси­хо­ло­гию рус­ско­го сол­да­та по­ка­зать чи­та­те­лю. Этот сол­дат спо­кой­но храбр, он тер­пе­лив, по-сво­е­му сми­ре­нен.

Очень важ­ный мо­мент, что в ночь перед сра­же­ни­ем, когда сол­да­ты ждут на­ча­ла битвы, фран­цуз­ский бивак (во­ен­ный ла­герь) шумит и ли­ку­ет.

И.Д. Ар­хи­пов. «На­ка­нуне боя»

Рис. 24. И.Д. Ар­хи­пов. «На­ка­нуне боя»

Ви­ди­мо, фран­цу­зы там пьют вино и ве­се­лят­ся. Кста­ти, это со­от­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Они на самом деле, если вер­нуть­ся к ис­то­рии, не хо­те­ли идти в глубь Рос­сии. Их пу­га­ла эта огром­ная, непо­хо­жая на Фран­цию и во­об­ще на Ев­ро­пу, до­ста­точ­но су­ро­вая стра­на. Па­ра­докс за­клю­ча­ет­ся в том, что они же­ла­ли ско­рой битвы. Когда они узна­ли, что рус­ские вста­ли, укреп­ля­ют­ся и го­то­вят­ся к сра­же­нию, фран­цу­зы ра­до­ва­лись. Это за­фик­си­ро­ва­но ис­то­ри­че­ски­ми до­ку­мен­та­ми.

Между тем рус­ские на­хо­ди­лись в ти­шине, в за­дум­чи­во­сти, в мол­ча­нии, по­то­му что они и фран­цу­зы в раз­ном по­ло­же­нии: фран­цу­зы при­шли за сла­вой и до­бы­чей. В своём ли­ко­ва­нии они вы­гля­дят как люди несколь­ко по­верх­ност­ные, ко­то­рые на­ка­нуне воз­мож­но­го смерт­но­го часа пре­да­ют­ся ве­се­лью. Рус­ский сол­дат здесь тих и со­сре­до­то­чен. Ему есть о чём по­ду­мать: речь идёт о сто­ли­це, о Ро­дине, о его лич­ной судь­бе. Этот сол­дат лишён того, что сей­час на­зы­ва­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ным лич­ным со­зна­ни­ем. Рас­сказ­чик всё время го­во­рит «мы». К тому же у него есть то, что на со­вре­мен­ном языке на­зы­ва­ет­ся иерар­хия. Он по­ни­ма­ет, что он встро­ен в ка­кую-то си­сте­му от­но­ше­ний, что мир неро­вен. Есть он – про­стой сол­дат, а есть его на­чаль­ник – его хват-пол­ков­ник, ко­то­рым он вос­хи­ща­ет­ся, ещё выше стоит го­су­дарь, ко­то­ро­му они оба слу­жат, а ещё выше есть гос­подь бог, ко­то­рый яв­ля­ет­ся по­след­ней ин­стан­ци­ей. Божья воля – это то, чему нель­зя про­ти­вить­ся. Очень важны его слова:

«Не будь на то гос­под­ня воля,

Не от­да­ли б Моск­вы!»

Это вы­ска­зы­ва­ние имеет двой­ное зна­че­ние. Во-пер­вых, оно как бы объ­яс­ня­ет, что про­изо­шло. По­то­му что были бо­га­ты­ри, были люди ис­клю­чи­тель­ные, ко­то­рые, ко­неч­но же, не от­да­ли бы Моск­вы. В том смыс­ле, что дело не в их сла­бо­сти или их до­сто­ин­стве. Они сде­ла­ли всё, что от них за­ви­се­ло. Но есть ещё гос­под­ня воля, ко­то­рая и ре­ша­ет, как чему быть. При­ня­тие бо­жьей воли – это мо­мент, ко­то­рый сбли­жа­ет сти­хо­тво­ре­ние «Бо­ро­ди­но» с любым эпо­сом, по­то­му что эпи­че­ские герои все­гда под­чи­ня­ют­ся выс­шим силам, все­гда под­чи­ня­ют­ся судь­бе. Их судь­ба, их участь ре­ша­ет­ся где-то на­вер­ху и не все­гда за­ви­сит от их лич­ной доб­ле­сти. В рам­ках этого сти­хо­тво­ре­ния это ре­ли­ги­оз­ное со­зна­ние рус­ско­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый дол­жен быть по­ко­рен ходу вещей, по­то­му что над всем гос­под­ня воля, и без неё не со­вер­шит­ся ни­че­го – ни дур­но­го, ни хо­ро­ше­го.

 Изображение войны Лермонтовым и Толстым

Самое из­вест­ное про­за­и­че­ское про­из­ве­де­ние о войне 1812 года в рус­ской ли­те­ра­ту­ре – «Война и мир» Льва Тол­сто­го.

Л.Н. Тол­стой

Рис. 25. Л.Н. Тол­стой

Там образ войны и образ этого сра­же­ния со­вер­шен­но дру­гой. Тол­стой не пы­та­ет­ся со­зда­вать ни­ка­ких сти­ли­за­ций. Каж­дый участ­ник этого сра­же­ния пред­став­лен пре­дель­но ин­ди­ви­ду­аль­ным. Лев Тол­стой даже под­чёр­ки­ва­ет осо­бен­но­сти раз­ных людей, ко­то­рые участ­ву­ют в со­бы­тии. Каж­дый из них пред­став­лен чи­та­те­лям со своим осо­бым об­ли­ком, со своим осо­бым ми­ро­ощу­ще­ни­ем. Осо­бен­но от­ли­ча­ет­ся один из глав­ных ге­ро­ев ро­ма­на – Пьер Без­ухов, ко­то­рый на поле боя ока­зы­ва­ет­ся во фраке и в белой шляпе, как штат­ский.

Д.А. Шма­ри­нов. «Пьер Без­ухов»

Рис. 26. Д.А. Шма­ри­нов. «Пьер Без­ухов»

Своим со­вер­шен­но неле­пым видом про­ти­во­ре­чит всему ходу со­бы­тий, где сши­ба­ют­ся массы людей, оде­тых в оди­на­ко­вые мун­ди­ры, оди­на­ко­во под­стри­жен­ных и при­чё­сан­ных.

Ин­стру­мен­та­рии раз­ных пи­са­те­лей можно срав­нить с фак­ти­че­ски­ми при­бо­ра­ми. Пред­ставь­те ка­ме­ру, или фо­то­ап­па­рат, или линзы, или мик­ро­скоп, или те­ле­скоп: объ­ект один и тот же, кар­тин­ка раз­ная. У Лер­мон­то­ва есть, по­жа­луй, толь­ко те­ле­скоп. Он смот­рит на круп­ные вещи мощ­ным сред­ством, да­ю­щим общую кар­тин­ку. Лев Тол­стой де­ла­ет и то, и дру­гое: он берёт те­ле­скоп, по­ка­зы­ва­ет нам боль­шие, гран­ди­оз­ные кар­ти­ны, потом берёт мик­ро­скоп и смот­рит от­дель­ных людей, даже от­дель­ные чёр­точ­ки этих людей, по­ка­зы­вая мелко, по­дроб­но и ин­ди­ви­ду­аль­но.

Лер­мон­тов дей­ству­ет в этом сти­хо­тво­ре­нии как мощ­ный эпи­че­ский автор. В нём он по­ка­зы­ва­ет не толь­ко свой лич­ный взгляд на вещи, но и пы­та­ет­ся стать на ка­кую-то об­ще­на­ци­о­наль­ную го­су­дар­ствен­ную точку зре­ния. Из­бран­ный им спо­соб, по-сво­е­му за­ме­ча­тель­ный, го­во­рит в дан­ном слу­чае боль­ше о Лер­мон­то­ве в 1837 году, чем о Бо­ро­дин­ском сра­же­нии.

 

«Бо­ро­ди­но» и «Ва­ле­рик». Два раз­лич­ных об­ра­за войны, со­здан­ных Лер­мон­то­вым

В 1837 году, когда Лер­мон­тов писал «Бо­ро­ди­но», он уже был офи­це­ром, но ещё «не нюхал по­ро­ха», то есть не был на войне. Впо­след­ствии его два раза ссы­ла­ли на Кав­каз. Там ему при­ш­лось по­во­е­вать по-на­сто­я­ще­му. Он был в очень же­сто­ких боях и про­явил себя за­ме­ча­тель­ным храб­ре­цом.

М.Ю. Лер­мон­тов. «Вос­по­ми­на­ние о Кав­ка­зе

Рис. 27. М.Ю. Лер­мон­тов. «Вос­по­ми­на­ние о Кав­ка­зе

Летом 1840 года в Чечне про­изо­шло сра­же­ние на реке Ва­ле­рик, в ко­то­ром участ­во­вал Лер­мон­тов. И вско­ре по сле­дам сра­же­ния он на­пи­сал одно из самых из­вест­ных своих сти­хо­тво­ре­ний.

М.Ю. Лер­мон­тов, Г.Г. Га­га­рин. «Эпи­зод сра­же­ния при Ва­ле­ри­ке»

Рис. 28. М.Ю. Лер­мон­тов, Г.Г. Га­га­рин. «Эпи­зод сра­же­ния при Ва­ле­ри­ке»

Со­хра­ни­лись до­ку­мен­ты об уча­стии Лер­мон­то­ва в сра­же­нии, о том, как он себя вёл. Вёл он себя бес­страш­но и был пред­став­лен к на­гра­де. Ха­рак­тер­но, что из спис­ка пред­став­лен­ных к на­гра­де его лично вы­черк­нул им­пе­ра­тор Ни­ко­лай, ко­то­рый к тому вре­ме­ни про­ник­ся к Лер­мон­то­ву ве­ли­чай­шей непри­яз­нью за сти­хо­тво­ре­ние «На смерть поэта» (то есть Пуш­ки­на) и за раз­ные дру­гие вещи и черты.

Про­чи­тай­те, что на­пи­са­но в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах о том, как Лер­мон­тов про­явил себя в сра­же­нии: «Тен­гин­ско­го пе­хот­но­го полка по­ру­чик Лер­мон­тов, во время штур­ма непри­я­тель­ских за­ва­лов на реке Ва­ле­рик, имел по­ру­че­ние на­блю­дать за дей­стви­я­ми пе­ре­до­вой штур­мо­вой ко­лон­ны и уве­дом­лять на­чаль­ни­ка от­ря­да об её успе­хах, что было со­пря­же­но с ве­ли­чай­шею для него опас­но­стью от непри­я­те­ля, скры­вав­ше­го­ся в лесу за де­ре­вья­ми и ку­ста­ми. Но офи­цер этот, несмот­ря ни на какие опас­но­сти, ис­пол­нил воз­ло­жен­ное на него по­ру­че­ние с от­мен­ным му­же­ством и хлад­но­кро­ви­ем и с пер­вы­ми ря­да­ми храб­рей­ших сол­дат во­рвал­ся в непри­я­тель­ские за­ва­лы».

Во­ен­ные свод­ки. Июль 1840 г.

Завал – скоп­ле­ние раз­лич­ных пред­ме­тов, за­труд­ня­ю­щих или пре­пят­ству­ю­щих дви­же­нию, об­ра­зо­вав­ший­ся есте­ствен­ным или ис­кус­ствен­ным путём.

В гор­ном лесу че­чен­цы де­ла­ли за­го­род­ки из по­ва­лен­ных де­ре­вьев, ко­то­рые за­дер­жи­ва­ли про­дви­же­ние рус­ской кон­ни­цы. Че­чен­ские опол­чен­цы пря­та­лись за ними, вели стрель­бу. Вы­бить их от­ту­да можно было толь­ко в ру­ко­паш­ную, толь­ко шты­ка­ми. Это были кро­ва­вые ру­ко­паш­ные бои.

Вот как Лер­мон­тов уже в сти­хо­тво­ре­нии опи­сы­ва­ет то, что про­ис­хо­ди­ло:

<…> В штыки,

Друж­нее! раз­да­лось за нами.

Кровь за­го­ре­ла­ся в груди!

Все офи­це­ры впе­ре­ди…

Вер­хом по­мчал­ся на за­ва­лы

Кто не успел спрыг­нуть с коня…

Ура – и смолк­ло. – Вон кин­жа­лы,

В при­кла­ды! – и пошла резня.

И два часа в стру­ях по­то­ка

Бой длил­ся. Ре­за­лись же­сто­ко

Как звери, молча, с гру­дью грудь,

Ручей те­ла­ми за­пру­ди­ли.

Хотел воды я за­черп­нуть…

(И зной и битва уто­ми­ли

Меня), но мут­ная волна

Была тепла, была крас­на.

Если срав­ни­вать эти строч­ки с ба­таль­ны­ми сце­на­ми из «Бо­ро­ди­на», то они в чём-то по­хо­жи, а в чём-то со­всем нет. В сти­хо­тво­ре­нии «Ва­ле­рик» мы видим то, что на­зы­ва­ет­ся ре­а­лиз­мом: схват­ку людей Лер­мон­тов уже опи­сы­ва­ет без вся­ких при­крас, как же­сто­кое, кро­ва­вое, звер­ское дело. Вы­гля­дит это до­воль­но непри­ят­но. Хотя ка­кая-то ге­ро­и­ка, ка­кая-то по­э­зия этого мо­мен­та всё-та­ки при­сут­ству­ет.

По­смот­ри­те на то, как в этом сти­хо­тво­ре­нии изоб­ра­же­на смерть че­ло­ве­ка на войне. Со­всем не так, как в «Бо­ро­дине». В «Бо­ро­дине» о смер­ти го­во­рит­ся в целом, обоб­щён­но, без ка­кой-то на­гляд­но­сти. При­сут­ству­ет, ко­неч­но, со­жа­ле­ние о по­гиб­ших: «…пло­хая им до­ста­лась доля, немно­гие вер­ну­лись с поля…». Или о пол­ков­ни­ке: «Да, жаль его: сра­жен бу­ла­том, он спит в земле сырой». Он сра­жён и спит, сам мо­мент смер­ти чи­та­тель не видит. Сам пе­ре­ход в мир смер­ти про­ис­хо­дит мирно, спо­кой­но, как сон.

Рас­смот­ри­те эпи­зод из «Ва­ле­ри­ка», в ко­то­ром Лер­мон­тов опи­сы­ва­ет то, что, ви­ди­мо, видел сво­и­ми гла­за­ми.

Эпи­зод о смер­ти ка­пи­та­на:

<…> На бе­ре­гу, под тенью дуба,
Прой­дя за­ва­лов пер­вый ряд,
Стоял кру­жок. Один сол­дат
Был на ко­ле­нах; мрач­но, грубо
Ка­за­лось вы­ра­же­нье лиц,
Но слезы ка­па­ли с рес­ниц,
По­кры­тых пылью... на ши­не­ли,
Спи­ною к де­ре­ву, лежал
Их ка­пи­тан. Он уми­рал;
В груди его едва чер­не­ли
Две ранки; кровь его чуть-чуть
Со­чи­лась. Но вы­со­ко грудь
И труд­но поды­ма­лась, взоры
Бро­ди­ли страш­но, он шеп­тал...
Спа­си­те, брат­цы. — Тащат в горы.
По­стой­те — ранен ге­не­рал...
Не слы­шат... Долго он сто­нал,
Но все сла­бей и по­не­мно­гу
Затих и душу отдал Богу;
На ружья опер­шись, кру­гом
Сто­я­ли усачи седые...
И тихо пла­ка­ли... потом
Его остат­ки бо­е­вые
На­кры­ли бе­реж­но пла­щом
И по­нес­ли…

Всё опи­са­но груст­но и до­воль­но по­дроб­но, при­сут­ству­ют точ­ные де­та­ли: две ма­лень­кие ранки, кровь едва со­чит­ся, грудь взды­ма­ет­ся и т.д. Самое су­ще­ствен­ное и тро­га­тель­ное, как он хри­пит и го­во­рит: «Спа­си­те, брат­цы…» Бо­е­вой офи­цер, ка­пи­тан, ко­то­рый знал, на что идёт, – это со­всем иное, чем гар­це­вать на коне или про­из­но­сить слова «умрём­те под Моск­вой». Это че­ло­век в на­сто­я­щий мо­мент смер­ти.

Вслед за этой кар­ти­ной Лер­мон­тов пе­ре­во­дит взгляд на окрест­но­сти, на пей­заж – на Каз­бек, на веч­ные горы.

Гора Каз­бек

Рис. 29. Гора Каз­бек

На фоне этой веч­ной спо­кой­ной при­ро­ды рас­сказ­чик нам со­об­ща­ет некую ис­ти­ну: война бес­че­ло­веч­на и бес­смыс­лен­на. Неваж­но, кто прав, кто ви­но­ват. Или нет во­об­ще пра­вых или ви­но­ва­тых. Лер­мон­тов, ко­то­рый очень го­ря­чо участ­во­вал в этой войне и даже, как он при­зна­ёт­ся в пись­мах к дру­зьям, на­хо­дил в ней вкус, на­сла­жде­ние, по­то­му что ис­пы­ты­вал азарт, ко­то­рый вол­ну­ет кровь, ис­пы­ты­вал силь­ные пе­ре­жи­ва­ния. Но он всё-та­ки го­во­рит о том, что война – это дело тра­ги­че­ское, и, может быть, даже недо­стой­ное че­ло­ве­ка, и за­ви­ся­щее от того, ка­ко­вы при­чи­ны этой войны.

По­смот­ри­те, как рас­сказ­чик пе­ре­во­дит взгляд всё даль­ше и даль­ше от ближ­не­го леса на вы­со­кие горы, а потом воз­вра­ща­ет­ся внутрь себя для раз­мыш­ле­ния:

«Окрест­ный лес, как бы в ту­мане,
Синел в дыму по­ро­хо­вом.
А там вдали гря­дой нестрой­ной,
Но вечно гор­дой и спо­кой­ной,
Тя­ну­лись горы — и Каз­бек
Свер­кал гла­вой ост­ро­ко­неч­ной.
И с гру­стью тай­ной и сер­деч­ной
Я думал: жал­кий че­ло­век.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но бес­пре­стан­но и на­прас­но
Один враж­ду­ет он — зачем?»

М.Ю. Лер­мон­тов «Кав­каз»

Рис. 30. М.Ю. Лер­мон­тов «Кав­каз»

Вопросы к конспектам

1. От чьего имени ве­дёт­ся по­вест­во­ва­ние в сти­хо­тво­ре­нии «Бо­ро­ди­но»? Как автор изоб­ра­зил рас­сказ­чи­ка?

2. Про­ве­ди­те срав­ни­тель­ный ана­лиз сти­хо­тво­ре­ний М.Ю. Лер­мон­то­ва «Бо­ро­ди­но» и «Ва­ле­рик».

3. Вы­учи­те от­ры­вок сти­хо­тво­ре­ния «Бо­ро­ди­но» на­и­зусть.

Последнее изменение: Четверг, 8 Июнь 2017, 22:59