Сложные предложения смешанного типа. Знаки препинания в предложениях смешанного типа

В слож­ном пред­ло­же­нии могут со­че­тать­ся пред­ло­же­ния с раз­ны­ми ви­да­ми связи, ко­то­рые со­дер­жат в себе все три вида связи (со­чи­ни­тель­ная, под­чи­ни­тель­ная, бес­со­юз­ная связь) или два вида связи в раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях. Фор­маль­ный при­знак вида связи – со­чи­ни­тель­ный/под­чи­ни­тель­ный союз, или от­сут­ствие со­ю­зов. Чтобы по­нять, какой в пред­ло­же­нии вид связи, надо найти грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, опре­де­лить по ним ко­ли­че­ство пред­ло­же­ний и за­дать во­прос от од­но­го пред­ло­же­ния к дру­го­му. Несколь­ко пред­ло­же­ний могут со­став­лять одну слож­ную часть, и тогда мы видим, на­при­мер, такую кон­струк­цию.

Несколь­ко пред­ло­же­ний могут со­став­лять одну слож­ную часть 

В пер­вом слу­чае пред­ло­же­ние со­сто­ит из трех ча­стей, со­еди­нен­ных со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми НО и И. Пер­вая часть – СПП с при­да­точ­ным, сто­я­щим внут­ри глав­но­го. 2-я и 3-я части – про­стые пред­ло­же­ния с со­чи­ни­тель­ной свя­зью. Т.о., пер­вое пред­ло­же­ние - слож­ное пред­ло­же­ние с раз­лич­ны­ми ви­да­ми свя­зи- со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной.

Во вто­ром слу­чае – две части: 1-я – про­стое пред­ло­же­ние, со­еди­нен­ное со вто­рой ча­стью бес­со­юз­ной свя­зью. Вто­рая часть – СПП.

За­пя­тые в таких пред­ло­же­ни­ях ста­вят­ся по пра­ви­лам со­от­вет­ству­ю­щих пред­ло­же­ний с одним видом связи, но, если рядом ока­за­лись со­чи­ни­тель­ный и под­чи­ни­тель­ный союзы, то за­пя­тую ста­вим, если нет вто­рой части двой­но­го союза (ТО, ТАК) или союза НО.

При­ме­ры

1.[Ко­стер горел ярко], и, (чем ближе я подъ­ез­жал к нему), [тем все резче от­де­ля­лось пламя от на­вис­ше­го над ним мира]. (И. Бунин;см. М.Т. Ба­ра­нов, Т.А. Ко­стя­е­ва, А.В. Пруд­ни­ко­ва. Рус­ский язык. Спра­воч­ные ма­те­ри­а­лы.)

 [ ], и, (1-я часть двой­но­го под­чи­ни­тель­но­го союза), [2-я часть двой­но­го под­чи­ни­тель­но­го союза чем, …тем].

2.[На­сту­пи­ла весна], и (хотя све­ти­ло яркое солн­це), но [на улице было еще про­хлад­но].

[ ], и( под­чи­ни­тель­ный союз хотя), но [ ].

3.[Из­ред­кама­лень­каясне­жин­капри­ли­па­ласна­ру­жи к стек­лу], и_ (еслипри­сталь­новгля­деть­ся),[томожнобылоуви­детьеётон­чай­шеекри­стал­ли­че­скоестро­е­ние]. (К. Па­у­стов­ский.) – Союз Исо­еди­ня­ет про­стые пред­ло­же­ния. [ ], и (под­чи­ни­тель­ный союзесли), [то].

Вопросы к конспектам

Какие виды слож­ных пред­ло­же­ний вы зна­е­те?

На какие виды (по видам со­ю­зов) де­лят­ся ССП?

На какие виды де­лят­ся СПП?

На какие виды де­лят­ся БСП?

Из сколь­ких пред­ло­же­ний может со­сто­ять слож­ное пред­ло­же­ние сме­шан­но­го типа?

Какие виды связи могут быть в слож­ном пред­ло­же­нии сме­шан­но­го типа?

Упраж­не­ние 1. Най­ди­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы в пред­ло­же­ни­ях.

1. Для со­хра­не­ния куль­ту­ры не так важно иметь уни­вер­си­тет, но необ­хо­ди­мо иметь биб­лио­те­ку. (Д. Ли­ха­чев.) 2. Стран­ный ста­ри­чок го­во­рил очень про­тяж­но, звук его го­ло­са также изу­мил меня. (И.Тур­ге­нев.) 3. За обе­дом речь шла о войне, при­бли­же­ние ко­то­рой уже ста­но­ви­лось оче­вид­но. (Л. Тол­стой.) 4. До­воль­но людей кор­ми­ли сла­стя­ми; у них от этого ис­пор­тил­ся же­лу­док: нужны горь­кие ле­кар­ства, едкие ис­ти­ны. (М. Лер­мон­тов.) 5. Он пел, и от каж­до­го звука его го­ло­са веяло чем-то род­ным и необо­зри­мо ши­ро­ким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед нами, уходя в бес­ко­неч­ную даль. (И. Тур­ге­нев.) 6. Ко­стер горел ярко, и, чем ближе я подъ­ез­жал к нему, тем все резче от­де­ля­лось пламя от на­вис­ше­го над ним мира. (И. Бунин.) 7. На­сту­пи­ла весна, и хотя све­ти­ло яркое солн­це, но на улице было еще про­хлад­но. 8. Летом по­яви­лась воз­мож­ность по­ехать на юг – мы с нетер­пе­ни­ем ждали окон­ча­ния за­ня­тий в школе, и, когда со­об­щи­ли дру­зьям о при­ез­де, они были очень рады.

Упраж­не­ние 2. Най­ди­те при­да­точ­ные в СПП. Опре­де­ли­те их вид.

1. (1) Я хотел, (2) чтоб серд­це глуше вспо­ми­на­ло сад и лето, (3) где под му­зы­ку ля­гу­шек я рас­тил себя по­этом. (С. Есе­нин.) 2. (1) Воз­вра­ща­ясь домой, (2) князь Ан­дрей не узнал дуба, (3) ко­то­рый весь пре­об­ра­зил­ся и рас­ки­нул­ся ша­тром соч­ной зе­ле­ни. 3. (1) В сти­хах, на­пи­сан­ных в этот пе­ри­од (1915–1917), уро­вень ма­стер­ства за­мет­но по­вы­сил­ся, (2) Есе­нин до­стиг по­э­ти­че­ской зре­ло­сти, (3) о чем сви­де­тель­ству­ют стихи о судь­бе Рос­сии. 4. (1) Сти­хо­тво­ре­ние «Раз­бу­ди меня зав­тра рано...» по­свя­ще­но ожи­да­нию чуда, незем­но­го «до­ро­го­го гостя», (2) знаки при­сут­ствия и при­ше­ствия ко­то­ро­го яв­ле­ны по­всю­ду. 5. (1) Обе де­ви­цы на­де­ли жел­тые и крас­ные баш­ма­ки, (2) что бы­ва­ло у них толь­ко в тор­же­ствен­ные слу­чаи. (А. Пуш­кин.) 6. (1) Пре­крас­ная мысль те­ря­ет всю свою цен­ность, (2) если она дурно вы­ра­же­на. (Воль­тер.)

Упраж­не­ние3. Най­ди­те в тек­сте пред­ло­же­ния, со­еди­нен­ные бес­со­юз­ной и со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

По типу речи ре­цен­зия, как пра­ви­ло, бы­ва­ет рас­суж­де­ни­ем: оцен­ка про­из­ве­де­ния (тезис) обя­за­тель­но долж­на быть ар­гу­мен­ти­ро­ва­на (до­ка­за­на) или объ­яс­не­на. Ре­цен­зия по­хо­жа на отзыв и эссе, но от­ли­ча­ет­ся от них как по со­дер­жа­нию, так и по форме. Более жест­кие тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ют­ся и к форме ре­цен­зии: в от­ли­чие от от­зы­ва и эссе, она пи­шет­ся по опре­де­лен­но­му плану, в ней обыч­но ис­поль­зу­ет­ся книж­ная, часто на­уч­ная речь, сдер­жан­ная по тону, ли­шен­ная осо­бой экс­прес­сии.

Последнее изменение: Четверг, 21 Сентябрь 2017, 03:18