Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Сло­во­со­че­та­ние – син­так­си­че­ская еди­ни­ца, со­сто­я­щая из двух и более зна­ме­на­тель­ных слов, со­еди­нён­ных под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Связь слов в сло­во­со­че­та­нии.

Связь слов в сло­во­со­че­та­нии осу­ществ­ля­ет­ся:

грам­ма­ти­че­ски

(с по­мо­щью окон­ча­ния за­ви­си­мо­го слова)

 

кра­си­вая при­ро­да, читал книгу

толь­ко по смыс­лу

звон­ко сме­ял­ся, читал вни­ма­тель­но

Смыс­ло­вая связь слов в сло­во­со­че­та­ни­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся по во­про­сам, ко­то­рые за­да­ют­ся от глав­но­го слова к за­ви­си­мо­му. В сло­во­со­че­та­ни­ях могут вы­ра­жать­ся сле­ду­ю­щие ос­нов­ные зна­че­ния:

– опре­де­ли­тель­ные (ат­ри­бу­тив­ные): между пред­ме­том и его при­зна­ком (сол­неч­ный день, тет­радь в клет­ку, яйца всмят­ку);

– объ­ект­ные: между дей­стви­ем и пред­ме­том, на ко­то­рый оно на­прав­ле­но (стре­мить­ся к зна­ни­ям, за­щи­щать Ро­ди­ну); между дей­стви­ем и ору­ди­ем дей­ствия (сту­чать мо­лот­ком) и т.п.;

– об­сто­я­тель­ствен­ные: между дей­стви­ем и ме­стом, вре­ме­нем, при­чи­ной со­вер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ни­ем при­зна­ка (уехать из го­ро­да, вер­нуть­ся позд­но, от­сут­ство­вать по бо­лез­ни, одет модно).

В неко­то­рых сло­во­со­че­та­ни­ях может на­блю­дать­ся сов­ме­ще­ние зна­че­ний. На­при­мер: по­езд­ка в город – какая? и куда? (опре­де­ли­тель­ные и об­сто­я­тель­ствен­ные от­но­ше­ния).

Грам­ма­ти­че­ская связь слов в сло­во­со­че­та­нии вы­ра­жа­ет­ся с по­мо­щью окон­ча­ний, пред­ло­гов и по­ряд­ка слов. Срав­ни­те: си­бирская река, новые вещи, участ­во­вать в экс­пе­ди­ции, идти в школу, бе­жать быст­ро.

Сло­во­со­че­та­ние со­сто­ит из глав­но­го (от него за­да­ёт­ся во­прос) и за­ви­си­мо­го слов: новый дом, на­пи­сать пись­мо.

Ос­нов­ные виды син­так­си­че­ской связи – со­чи­ни­тель­ная (маль­чи­ки и де­воч­ки) и под­чи­ни­тель­ная (ви­деть (что?) дом).

В роли глав­но­го слова могут вы­сту­пать все зна­ме­на­тель­ные части речи:

– су­ще­стви­тель­ные:  цве­ту­щий луг;

– при­ла­га­тель­ное: очень хо­лод­ный;

– гла­гол:  хо­ро­шо учить­ся;

– на­ре­чие:  очень да­ле­ко;

– реже ме­сто­име­ние: он с детьми;

– реже чис­ли­тель­ное: один из них.

В за­ви­си­мо­сти от того, какой ча­стью речи вы­ра­же­но глав­ное слово, сло­во­со­че­та­ния де­лят­ся на несколь­ко видов:

– имен­ные (глав­ное слово – имя су­ще­стви­тель­ное, имя при­ла­га­тель­ное, имя чис­ли­тель­ное, ме­сто­име­ние), на­при­мер: зе­лё­ная листва, вполне удоб­ный, трое дру­зей, никто из клас­са;

– гла­голь­ные (глав­ное слово – гла­гол), на­при­мер: ку­пить по­да­рок, при­ми­те факс;

– на­реч­ные (глав­ное слово – на­ре­чие), на­при­мер: со­всем слу­чай­но, со­вер­шен­но по-но­во­му.

Сло­во­со­че­та­ние, как и слово, на­зы­ва­ет пред­ме­ты, яв­ле­ния, при­зна­ки, дей­ствия, но более точно, де­таль­но по срав­не­нию со сло­вом, по­сколь­ку за­ви­си­мое слово в сло­во­со­че­та­нии уточ­ня­ет, кон­кре­ти­зи­ру­ет смысл глав­но­го, на­при­мер:

де­ре­во – веч­но­зе­лё­ное де­ре­во, оре­хо­вое де­ре­во; лес – хвой­ный лес, ве­сен­ний лес; по­стро­ить – по­стро­ить дом, по­стро­ить ста­ди­он; прий­ти – прий­ти к другу, прий­ти в школу.

Сло­во­со­че­та­ния фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ния и вы­де­ля­ют­ся в их со­ста­ве. Так, в пред­ло­же­нии

За бе­рё­зо­вым пе­ре­ле­ском до­ро­га круто поды­ма­ет­ся на пес­ча­ный обрыв

грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва до­ро­га поды­ма­ет­ся;

сло­во­со­че­та­ния, ко­то­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние, это:

за бе­рё­зо­вым пе­ре­ле­ском, круто поды­ма­ет­ся, поды­ма­ет­ся на обрыв, пес­ча­ный обрыв, поды­ма­ет­ся за пе­ре­ле­ском.

В со­став сло­во­со­че­та­ний могут вхо­дить цель­ные со­че­та­ния слов:

ка­ре­гла­зая де­вуш­ка – де­вуш­ка с ка­ри­ми гла­за­ми.

3.  Сло­во­со­че­та­ни­я­ми не могут быть:

– грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва пред­ло­же­ния, то есть со­че­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го:

дети пели, школь­ни­ки иг­ра­ли;

– од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния:

ве­сё­лый и гром­кий, ак­ку­рат­но и чисто, сидел и писал, мать и дочь;

– со­че­та­ние слу­жеб­но­го и зна­ме­на­тель­но­го слов: на­про­тив дома, в школе, около трёх­сот.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние!

В сло­во­со­че­та­ни­ях день рож­де­ния и дом от­ды­ха скло­ня­ет­ся толь­ко глав­ное слово (день, дом), за­ви­си­мое слово (рож­де­ния, от­ды­ха) оста­ёт­ся неиз­мен­ным, на­при­мер:

С днём рож­де­ния! Мой день рож­де­ния – 12 ап­ре­ля. Мы подъ­е­ха­ли к дому от­ды­ха. Непо­да­лё­ку рас­по­ло­жи­лись два дома от­ды­ха.

Сло­во­со­че­та­ния могут быть сво­бод­ны­ми и несво­бод­ны­ми.

В сво­бод­ном сло­во­со­че­та­нии со­хра­ня­ют­ся лек­си­че­ские зна­че­ния глав­но­го и за­ви­си­мо­го слов; ком­по­нен­ты та­ко­го сло­во­со­че­та­ния легко раз­де­ля­ют­ся:

стро­ить дом, по­стро­ить дома, кра­си­вый дом.

Несво­бод­ное сло­во­со­че­та­ние пред­став­ля­ет собой нераз­ло­жи­мое целое: лек­си­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность од­но­го или обоих ком­по­нен­тов ослаб­ле­на или утра­че­на, и по зна­че­нию такое сло­во­со­че­та­ние может быть за­ме­не­но одним сло­вом:

на краю света – да­ле­ко, мок­рая ку­ри­ца – раз­маз­ня, воль­ный казак – сво­бод­ный.

Несво­бод­ное сло­во­со­че­та­ние может вхо­дить в со­став сво­бод­но­го сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, где оно яв­ля­ет­ся одним чле­ном:

Она дру­же­ски кив­ну­ла ему го­ло­вой, по­сла­ла воз­душ­ный по­це­луй и сразу взяла тре­тью ско­рость.

Тема в таб­ли­цах и схе­мах

Виды син­так­си­че­ской связи

Со­чи­ни­тель­ная

Под­чи­ни­тель­ная

Со­еди­ня­ет рав­но­прав­ные слова или члены пред­ло­же­ния

Со­еди­ня­ет слова, из ко­то­рых одно – глав­ное, а дру­гое – за­ви­си­мое

Слова от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и от­но­сят­ся к од­но­му и тому же слову

От глав­но­го слова к за­ви­си­мо­му можно за­дать во­прос

Встре­ча­ет­ся в пред­ло­же­нии

Встре­ча­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии

(Какие?) крас­ные, синие, зе­ле­ные

Гля­дел (куда?) вдаль

 

 

Виды сло­во­со­че­та­ний по глав­но­му слову

 

Виды сло­во­со­че­та­ний по глав­но­му слову

Вопросы к конспектам

1.  Ис­поль­зуя сред­ства син­так­си­че­ской связи, из дан­ных слов вос­ста­но­вить строч­ку из­вест­но­го сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на (дан­ные слова можно по­вто­рять).

Я, пе­ча­лить, вы, лю­бить, мой, лю­бовь, со­всем, хо­теть, еще,  пусть, быть, мочь, душа, угас­нуть, не, она, много, тре­во­жить,  ничто.

2.  Опре­де­лить вид сло­во­со­че­та­ний по глав­но­му слову

Прав­ка тек­ста, бе­ре­стя­ная гра­мо­та, идти лесом, бежал под­пры­ги­вая, слиш­ком ве­се­ло, очень вы­со­кий, ле­тя­щий са­мо­лет, вы­со­ко ле­тя­щий, ушел спать, в пер­вом клас­се, у моего друга, пойду по полю.

3.  От­га­дай­те ребус:

 

 4  = В

 4  = И

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 23:51