Биология — наука о живой природе
1. Вступление
Слово «биология» происходит от греческих слов «биос» – «жизнь» и «логос» – «учение».
Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Это животные, растения, грибы, бактерии и др. Каждый день ученые-биологи описывают новые виды живых организмов. Описано более 1500000 видов, но эта цифра далеко не окончательная. Организмы живут везде: на суше, в воде, в воздухе.
2. Биосфера
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу. Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. Рис. 1.
Четких границ биосфера не имеет – это условно выделяемая оболочка.
Рис. 1. Биосфера
Границы биосферы
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 15–20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10–11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.
3. Разделы биологии
Современная биология включает множество разделов, каждый из которых изучает лишь некоторые стороны жизни.
Анатомия изучает строение организмов и отдельных органов.
Предмет физиологии – изучает закономерности функционирования и регуляции организмов.
Систематика работает с разнообразием живого и стремится это разнообразие упорядочить, или классифицировать.
Теория эволюции изучает закономерности исторического развития биосферы.
Эмбриология – изучает индивидуальное развитие организмов.
Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает фенология. Фенологические наблюдения ведутся круглый год. Они помогают лучше понять особенности сезонности и определить сроки проведения сельскохозяйственных работ.
Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией.
4. Значение биологии
Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.
Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от генетиков и селекционеров.
Без них в настоящее время невозможно эффективное улучшение существующих и создание новых сортов растений и пород животных.
Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Её предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки. Не менее важны бактериальные средства защиты растений и удобрения.
Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека и животных.
Население планеты растёт, и с каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Количество отходов со временем тоже не убывает. Чтобы сохранить разнообразие жизни и нормальные условия для жизни человека, необходимо постоянно следить за состоянием окружающей среды. Делать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы.
5. Курс «Биология 5»
Курс 6 класса можно условно назвать ботаникой. Слово «ботаника» появилось давно, когда среди учёных было принято делить всё живое на две большие группы – растения и животные.
Тогда растениями считали и грибы, и бактерии. Сейчас они признаны отдельными царствами, но часто по традиции рассматриваются вместе с растениями.
На уроках биологии вы изучите многообразие бактерий, грибов, лишайников и растений, их строение, среду обитания, значение в природе и жизни человека.
Самый большой раздел курса посвящен растениям. Вы познакомитесь с особенностями строения растений различных групп и развитием растительного мира на нашей планете. Основы экологии вы узнаете, изучив тему «Природные сообщества».
Очень важно знать природные условия и растения местности, в которой вы живете. Эти знания приобретаются с помощью экскурсий, опытов и наблюдений.
Биологические знания и умения помогут понять и полюбить окружающую природу, а тем самым и улучшить собственную жизнь.
Вопросы к конспектам